Реконструкция петербургской консерватории: вопросов больше, чем ответов

Реконструкция петербургской консерватории: вопросов больше, чем ответов

04.06.2014 14:34
93

Здание Санкт-Петербургской консерватории на Театральной площади закрывается на реконструкцию. Коллектив заведения переезжает в дом № 2 по улице Глинки, где раньше находился Военно-транспортный университет, а оперный театр консерватории — в ДК имени Горького, сообщают «Известия». По мнению профессоров вуза, знание не так уж и нуждается в реконструкции. — Я преподаю здесь 55 лет и могу сказать, что состояние классов сейчас не хуже, чем полвека назад, — заявил композитор Сергей Слонимский. — Все мы знаем, что порой выдаются фиктивные свидетельства об аварийности. Аварийность здания консерватории, о которой говорят строители, ни в чем не проявляется: никаких трещин и пробоин нет. А второй этаж вообще совершенно новый, его отремонтировали совсем недавно и без выселения коллектива. Очевидно, можно сделать так и на других этажах. Подобным образом в настоящее время осуществляется реконструкция Московской консерватории: на ремонт по очереди закрываются отдельные части здания. Лидия Волчек, заведующая Концертным залом имени Глазунова, который находится в стенах консерватории, тоже уверена, что капитальный ремонт залу не нужен. "В 2000 году здесь была проведена реставрация, которую финансировали Всемирный банк и Министерство культуры. Были заменены системы отопления, электрооборудования и паркетные полы, реконструированы несущие опоры балкона, отреставрированы живопись и лепной декор, окна, двери, люстры, бра и торшеры. При этом удалось сохранить уникальную акустику зала. В 2009 году Минкультуры выделило деньги на новый орган, и сейчас у нас лучший акустический новый орган не только в Петербурге, но и на всем Северо-Западе России, — рассказала Лидия Волчек, добавив, что зал сейчас находится в прекрасном состоянии". Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации, которая занимается восстановлением консерватории, объясняет необходимость ремонта проблемами в фундаменте здания. "Но для укрепления фундамента совершенно необязательно делать капитальный ремонт всего консерваторского дома, поскольку известны современные методики, решающие подобные проблемы локально", — утверждает Волчек. Глава Северо-Западной дирекции Александр Шабасов привел 20 причин, по которым реконструкция здания без выселения коллектива невозможна. Среди них — замена междуэтажных перекрытий и установка 17 лифтов, устройство новых лестниц и полная замена всех инженерных сетей, а также несовместимый с музыкальными занятиями уровень шума. По его словам, продолжение учебы в здании было бы серьезным нарушением законодательства в сфере безопасности. "Всеми вопросами реконструкции, реставрации ведает Северо-Западная дирекция, - сказал корреспонденту Федерального агентства новостей ректор Санкт-Петербургской консерватории Михаил Гантварг, - здание консерватории за 150 лет не реставрировалось. Если специалисты считают, что надо менять перекрытия, значит, надо менять, они же специалисты. Проводятся экспертизы - как им не доверять? Конечно, мы все беспокоимся, как пройдёт реставрация. Тем более, когда у нас перед глазами и на памяти много всяких реставраций, но мы надеемся, и я надеюсь на лучшее. Никаких отпусков себе не планирую. Буду держать руку на пульсе. Вопрос с переездом коллектива в здание по ул. Глинки, 2 должен быть решен этим летом, но от нас тут ничего не зависит. Все зависит от Министерства культуры, от того, как будут выделены деньги на переезд и подготовлено здание, куда нам нужно въехать". "На заседаниях Градостроительного совета и Совета по наследию при губернаторе, в которых я принимал участие, вопрос о реставрации-реконструкции консерватории не обсуждался, - рассказал Федеральному агентству новостей известный режиссёр и градозащитник Александр Сокуров, - Я про это ничего не знаю. Хотелось бы спросить у "совета старцев" - почетных граждан нашего города, может быть, они проснутся, наконец, и скажут что-то об этом? Моё последнее выступление на градсовете кончилось скандалом, но даже не потому, что я заступился за осужденного мальчика, который ни в чем не виноват. Я выступал с решительной критикой намыва на Васильевском острове. Похоже, я больше не пойду на градсовет, не вижу в этом смысла. В том, что зданию консерватории нужен ремонт, и что на самом деле она нуждается в инженерных работах, я не сомневаюсь. Но все эти работы должны проходить под неусыпным вниманием КГИОП, специалисты должны строжайшим образом наблюдать за всем этим. Проекта реконструкции я, увы, не видел", - сказал Сокуров. "Всё, что связано с реконструкций в исторической городской среде, беспокоит всех петербуржцев, - считает известная писательница, председатель ПЭН-клуба Елена Чижова, - меня в данном случае особенно, потому что я родилась на Театральной площади, и для меня это абсолютно родное место. Мне и сейчас тяжело проезжать по улице Декабристов, когда я вижу это отвратительное здание - вторую сцену Мариинки, - для меня это мучение. Конечно, я не специалист, не могу судить, насколько консерватории требуется реконструкция, наверное, требуется, но у меня все время такое ощущение, что петербуржцы, которые любят город, пытаются противостоять варварам. Люди, принимающие решения, зачастую действуют как варвары. Я полагаю, что у них какие -то свои приоритеты, свои игры. Им города не жалко. Известие о том, что собираются капитально ремонтировать консерваторию, на меня наводит тоску. Почему мы об этом ничего не знаем? Разве закон об общественных слушаниях в Петербурге отменен? Это не проблема районного масштаба, консерватория принадлежит всем жителям города, это знаковый объект", - считает Чижова. Согласно проекту реконструкции, разработанному за 390 млн рублей, фасадам консерватории вернут первоначальный облик, фундамент ее укрепят, а внутренний двор превратят в атриум. Будут созданы два библиотечных комплекса и единая зона общественного питания. Площадь здания будет увеличена до 31 тыс. кв. м. Домовую церковь восстановят, а вот исторические учебные аудитории будут утрачены из-за перепланировки. В настоящее время ректор Михаил Гантварг, по его словам, уговаривает Северо-Западную дирекцию сохранить расположение тех классов, в которых работали Прокофьев, Шостакович и другие великие музыканты. Общая стоимость работ превышает 2 млрд рублей. Северо-Западная дирекция планирует завершить реконструкцию в течение 28 месяцев, однако, как сообщил глава дирекции Александр Шабасов, «гарантии завершения работ в этот срок не дает». Петербургской консерватории в новом тысячелетии не везёт. До прихода Гантварга на пост ректора, здесь все время делили портфели, вспыхивали коррупционные скандалы. Достаточно сказать, что он сменил на своем посту пианиста Олега Малова, исполнявшего обязанности ректора с середины августа до октября 2013 года. Тот, в свою очередь, пришел на смену Сергею Стадлеру, решение об увольнении которого было принято Министерством культуры РФ в апреле 2013 года. Главное следственное управление СКР по Петербургу возбудило тогда несколько уголовных дел по фактам мошенничества с госсредствами. Этому скандалу предшествовала история увольнения с поста ректора Александра Чайковского, когда в консерватории были выявлены финансовые хищения в 15 млн. рублей. Чайковский был назначен на эту должность в 2005 году в обход устава консерватории, который требует назначения ректора только из числа бывших выпускников вуза. Практика последних лет показывает, что народному артисту России Михаилу Гантваргу удалось свести большое количество должностных скандалов к минимуму. Ирина Смирнова

Алексей Громов
Один человек пострадал при обвале шахты на Сахалине
Закрыть