Поиск
Лента новостей
Закрыть
Происшествия
Шесть человек пострадали при наезде автомобиля на пешеходов в Японии
Россия
Продажа несуществующих мест в самолетах: афера или хорошие деньги
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Продажа несуществующих мест в самолетах: афера или хорошие деньги

    19:29  2 Сентября 2015  /обновлено: 19:16  26 Октября 2015
    141

    Продажа несуществующих мест с самолетах: афера или хорошие деньги

    Министерство транспорта России представило на обсуждение общественности законопроект, легализующий овербукинг — продажу авиабилетов, превышающих количество мест в салоне самолета. Комиссия по социальной политике Общественной палаты РФ инициировала нулевые чтения законопроекта, которые прошли в среду в пресс-центре «Парламентской газеты». В них приняли участие более двадцати экспертов: представители туриндустрии, Союза потребителей, Минтранса, контролирующих органов в области воздушного транспорта, а также парламентарии и ученые.

    Деньги из воздуха

    Овербукинг — продажа несуществующего продукта или услуги: посадочных мест в самолете или номеров в отеле. Эта маркетинговая стратегия зародилась в США. Поставщик берет на себя заведомо больше обязательств, чем может выполнить, в расчете на то, что не все из них в действительности придется выполнять. Можно назвать это своеобразной страховкой риска отказа части клиентов от полета или проживания. Началось это после того, как авиапассажиры в Штатах добились права компенсации за билет в случае опоздания на рейс. Подсчитав убытки, авиакомпании в свою очередь добились права продавать билеты в количестве, превышающем фактические места. Доводы авторов российского законопроекта заключаются в том, что авиаперевозки убыточны: в среднем 18% посадочных мест уходят в рейс пустыми, издержки покрываются за счет роста цен, что приводит к падению спроса. Санкции, девальвация рубля, а ведь весь парк российских авиакомпаний — иностранный, в лизинге. Поэтому надо опять сделать, как за границей — то есть, переложить риски авиакомпаний на плечи клиентов.

    Узаконить, чтобы контролировать?

    Заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Илья Белавинцев апеллирует к мировой практике, согласно которой овербукинг - законное право перевозчиков всего мира. И невзначай признается, что «полулегально, полуофициально нашими авиакомпаниями эта практика применяется». А пока это не регламентировано законом, пассажиры не защищены ничем кроме судебной системы. Это признание вызвало у многих участников обсуждения активное желание разобраться в таких случаях и убедиться, что нарушители понесли наказание. Тем более, если учесть, что добиваться компенсаций в судах обманутым потребителям иногда приходится месяцами. «Сейчас у нас есть возможность учесть мировой опыт и довести законное регулирование овербукинга до идеального, на пользу всем: пассажирам и перевозчикам, — продолжил Белавинцев. — Необходимо определить категории, в отношении которых овербукинг будет запрещен. Это социально незащищенные пассажиры, инвалиды, беременные женщины, пассажиры с детьми, те, кто следует по стыковочным рейсам, военнослужащие, командировочные и другие». Как именно пассажир сможет подтвердить свое право на льготное избежание овербукинга в случае покупки авиабилета через Интернет, ни чиновник, ни сторонники законопроекта пояснить пока не смогли.

    Сторонники закона: овербукинг не выгоден, но очень нужен

    Авторы законопроекта уже сейчас убеждены, что овербукинг сократит издержки авиакомпаний и снизит цены на билеты. На это модератор обсуждения, председатель комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак заметил, что год назад, когда на законодательном уровне была разрешена реализация невозвратных (чартерных) билетов именно для того, чтобы снизить стоимость перелетов, почему-то мало кто заметил обещанного снижения цен. Директор департамента управления сетью и доходами ПАО «Аэрофлот» Александр Волощук считает, тем не менее, что овербукинг будет способствовать увеличению доступности авиаперевозок. Сегодня, отметил он, в среднем 2% пассажиров не являются на регистрацию рейса, а 5% аннулируют свои билеты накануне вылета, когда возможности перевозчика повторно продать эти места уже исчерпаны. В общей сложности, по подсчетам маркетологов, «Аэрофлот» теряет до 7% выручки с рейса. «Уровень компенсации сопоставим со стоимостью билета. При этом авиакомпания не освобождается от обязанности по перевозке такого пассажира или от его обслуживания в связи с задержкой вылета, включая питание и размещение в гостинице. И компенсация эта будет тем выше, чем дольше задерживается прибытие пассажира в конечный пункт назначения, — так представляет себе Волощук российский овербукинг. - Мы категорически не заинтересованы в том, чтобы пассажир не вылетел». В свою очередь, вице-президент Ассоциации туроператоров России по транспорту Дмитрий Горин заявил, что АТР поддерживает законопроект, потому, что он регламентирует компенсации туристам: «Сейчас туристические компании вынуждены самостоятельно разбираться в причинах задержки и компенсировать их из своих средств. СМИ зачастую неверно трактуют информацию: чартерный рейс заказывает туроператор и несет за него стопроцентную ответственность. И перепродажи там как таковой нет». Сторонники овербукинга уверены, что новый закон страхует пассажиров от злоупотреблений данным механизмом со стороны авиакомпаний. Тогда как противники опасаются, что авиакомпании будут стремиться минимизировать свой ущерб, «подставляя» пассажира еще больше.

    Противники закона: ущерб клиентов неоценим

    Западные СМИ критикуют овербукинг, создающий проблемы пассажирам, заметил сопредседатель и руководитель юридической службы Союза потребителей РФ Антон Недзвецкий. «Решая вопрос, нужен ли нам овербукинг, надо прежде всего ответить на вопрос: а нужен ли он пассажирам? Понятно, что каждый крупный перевозчик будет лоббировать свои бизнес-интересы в правительстве. А кто будет лоббировать интересы пассажиров? Фактически законопроект легализует односторонний отказ от исполнения обязательств, который запрещен гражданским правом, гарантирующим право потребителя», — считает эксперт. В самом деле, как определить ущерб, который понесет пассажир, не успев на запланированное мероприятие (деловую встречу, судебное заседание, свадьбу, похороны, и так далее)? Как оценить упущенную выгоду в результате отложенного перелета? «Пассажир может потерять несоизмеримо больше той компенсации, которую предлагают авторы законопроекта, и будет отсуживать эти компенсации годами в наших судах. Именно это и происходит в западной практике овербукинга сплошь и рядом», — рассуждает Недзвецкий. Он тоже вспомнил про невозвратные билеты авиаперевозчиков, против которых активно возражал Союз потребителей. «Я пока не видел результатов независимых оценок, свидетельствующих о существенном снижении цен, — заявил Недзвецкий. — Напротив, к нам стало обращаться множество людей, которые попадали в неприятные ситуации в связи с невозвратными билетами, несмотря на то, что в законе о правах потребителей закреплено право в любой момент отказаться от оказания услуги, возместив исполнителю фактически понесенные расходы. И когда пассажир отказывается от полета загодя, а у авиакомпании есть возможность реализовать билет повторно, никаких расходов не возникает». Этого, считает правозащитник, более чем достаточно, поэтому говорить еще и о сверхпродажах просто некорректно.

    Общественная палата тоже против

    В Общественной палате легализацию овербукинга считают избыточной по тем же причинам. В аналитическом центре при ОП РФ законопроект сочли противоречащим ряду нормативно-правовых актов и создающим предпосылки для социальной напряженности. Юристы центра усматривают в отказе на посадку в самолет по уже оплаченному билету незаконное ограничение перевозчиком своей ответственности перед пассажиром за исполнение взятых на себя обязательств и перекладывание на него своих коммерческих рисков, что напрямую запрещено Гражданским кодексом. «Перевозчик является предпринимателем, и риск возврата пассажиром билетов является его предпринимательским риском, который не может быть переложен на другое лицо, за исключением страхования, — огласил резолюцию Общественной палаты РФ эксперт аналитического центра Кирилл Акимов. — Тем более что перевозчик имеет другие предусмотренные законом механизмы минимизации последствий рисков, такие как продажа невозвратных билетов или установление более высокой цены за «возвратные». По мнению аналитиков ОП РФ, конкретные меры ответственности авиаперевозчика должны определяться в зависимости от размера убытков, степени морального вреда и с учетом положения о неустойках, установленных законодательством. Отдельно вопрос должен прорабатываться для тех случаев, когда авиаперелет был куплен в составе туристического пакета, где договор авиаперевозки увязан с другими обязательствами перед потребителем. Кроме того, по мнению экспертов центра, законопроект содержит возможности для мошеннических схем: могут возникнуть неофициальные схемы бронирования. В связи с этим Общественная палата РФ заявила, что не поддерживает законопроект в таком виде.

    Овербукинг на практике

    Система овербукинга официально действует в Европе, регулярно подвергая риску остаться за бортом самолета некоторую часть путешествующих. Против овербукинга люди неоднократно выходили на акции протеста в США, Индии, на Филиппинах, в ОАЭ, Бразилии, Чили. Приходится сталкиваться с этим явлением и российским туристам. 14 июля этого года российские СМИ рассказали, как немецкая авиакомпания «Люфтганза» отказалась перевозить россиян из Амстердама в Москву по имевшимся у них билетам, приобретенным за несколько месяцев до поездки. Взамен «лишним» пассажирам были выданы посадочные талоны на другой рейс — без объяснений, извинений и компенсаций. Аналогичные сюрпризы случаются и с отелями по прибытии туристов. Частенько бывает, когда забронированные через турагентства отели по приезде оказываются недоступными, и клиенты не всегда получают адекватную замену. Особенно часто это случается на турецком и египетском направлениях. Среди менеджеров турбизнеса распространилось мнение, что операторы продают некоторые туры без подтверждения из отелей, а накануне вылета предлагают туристам отель подешевле, выигрывая на разнице в цене. При этом туроператоры избегают говорить об овербукинге, как о целенаправленной практике, и представляют его как техническую ошибку, вызванной «человеческим фактором» в разгар сезона или на праздники. Именно «горящие предложения», по словам директора по региональному развитию Anex Tour Эльван Кючюк, которую цитирует сайт для профессионалов турбизнеса profi.travel, увеличивают риск нарваться на овербукинг: «Чем больше турпоток, чем меньше времени на обработку заявки, тем больше вероятность, что либо отельер не учтет подтвержденный номер, либо произойдет ошибка в принимающей компании или у туроператора». Гендиректор Pegas Touristik Анна Подгорная считает, что ни одна уважающая себя компания не позволит себе перепродажу уже оплаченного номера, и корень зла нужно искать в особенностях контракта туроператора с конкретным отельером. В любом случае, эксперты склоняются к тому, что репутация в турбизнесе дороже выручки от столь примитивных спекуляций.

    Автор: Екатерина Чалова
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях