Лента новостей
Поиск
loop
Россия
Монополизация или изящная сделка: почему "Аэрофлот" покупает "Трансаэро"

Монополизация или изящная сделка: почему "Аэрофлот" покупает "Трансаэро"

20:48  1 Сентября 2015
1534

Монополизация или изящная сделка: почему Аэрофлот покупает Трансаэро

В первый день осень в информационном пространстве взорвалась настоящая бомба: стало известно, что правительство одобрило покупку "Аэрофлотом" 75%+1 акций компании "Трансаэро". Федеральное агентство новостей выясняло, что и почему произошло.

Тайна

Первым о сделке написал главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. "Только что получил подтверждение и в правительстве, и в "Аэрофлоте" - в ближайшее время 75%+1 акций "Трансаэро" будут проданы "Аэрофлоту", - написал он в своем микроблоге в Twitter. Попытка получить информацию из первых рук провалилась. Директор департамента по связям с общественностью ОАО "Аэрофлот" Андрей Согрин на звонок не ответил, а через какое-то время при наборе его мобильного зазвучала фраза "абонент временно недоступен". Тот же женский голос сообщал о недоступности абонента и по номеру его заместителя Татьяны Дудкевич, но в конце концов, дозвониться до нее удалось. "Прекрасно понимаю, какую информацию вы просите подтвердить или опровергнуть. К сожалению, мы пока не можем этого сделать", - ответила на соответствующий вопрос Дудкевич, но пообещала сообщить позднее о сделке, если таковая состоится. В свою очередь ассистент генерального директора "Трансаэро" Ольга Плешакова в телефонном разговоре с корреспондентом Федерального агентства новостей сообщила, что комментариев руководитель компании в настоящий момент не дает, и порекомендовала обратиться в пресс-службу. Между тем накануне, 31 августа, прошло заседание совета директоров пока еще крупнейшей частной российской авиакомпании. Подробности его неизвестны, но на повестке дня первым пунктом значилось "О неотложных действиях по обеспечению деятельности Общества". А в квартальных отчетах в графах "кредиты" и "долги" значатся довольно крупные суммы. Эксперты же в один голос говорят, что у "Трансаэро" в последнее время дела шли едва ли хорошо. Пока представители перевозчиков уходили от ответов, сообщения о сделке появились почти во всех федеральных СМИ. Стало известно, что решение о покупке принято на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова. В директиве правительства отдельно прописано, что все обязательства перед пассажирами и работниками "Трансаэро" будут выполнены, а ФАС получила отдельное поручение следить за монополией на рынке.

Две точки зрения

За разъяснением ситуации журналист ФАН обратился к независимому эксперту по рынку авиаперевозок и государственно-частному партнерству Андрею Крамаренко. На вопрос о том, как скажется такая перестановка на авиарынке, специалист сразу порекомендовал разделить его на два подпункта, так как тут идет речь о том, что для пассажиров последствия будут одни, для компаний - другие. "С точки зрения пассажиров рынок монополизируется. Почти на всех направлениях были "Аэрофлот" и "Трансаэро". Соответственно, вырастут тарифы. Законов экономики никто не отменял. Снижается конкуренция, снижается предложение. Будут расти тарифы. Кроме того, можно ожидать, что так или иначе "Аэрофлот" будет сокращать бизнес "Трансаэро" до полной остановки компании. Ведь в нынешнем виде "Трансаэро" не интегрируема в "Аэрофлот", - объясняет Крамаренко. С точки зрения других авиакомпаний, уверяет эксперт, ничего плохого не произойдет: "Потому что на внутреннем рынке, за исключением Дальнего Востока, "Трансаэро" большой роли не играла. Можно ожидать некоторого сокращения предложения, но остальные компании выигрывают. Не так сильно, как "Аэрофлот", но все же. Вдобавок можно ожидать, что часть полетов в Европу будет перераспределена среди других перевозчиков". То есть, говорить о злых чиновниках и коварном "Аэрофлоте" в данной ситуации неуместно, вообще. У "Трансаэро", по словам Крамаренко, дела шли "отвратительно".

Изящное решение

"У государства была дилемма: как решить ситуацию. Один из вариантов - позволить им схлопнуться самостоятельно с треском и проблемами для пассажиров. Второй - принять участие в реструктуризации задолженности и возможной докапитализации. Но задолженность такая, что сколько ее ни реструктурируй, она никуда не денется. Тем более на убыточном рынке. Ни тот, ни другой сценарий не нравился. Почти полгода шли обсуждения, и вот наконец-то выработали изящный, устраивающий всех сценарий", - отмечает специалист. При нынешнем раскладе чиновники получают решение проблемы без громких банкротств и спящих вповалку в аэропортах пассажиров, пассажиры - развозку по уже проданным билетам, которых оказалось немало, а "Аэрофлот" в обмен на убытки, ухудшение отчетности и управленческий бардак (им придется рулить другой компанией, не намного меньше самого "Аэрофлота") получает монополизм в очень больших рыночных сегментах. "Других вариантов не было, потому как "Трансаэро" сама себя загнала в такую ситуацию. Могло быть хуже. Речь тут идет не о монополизации российского рынка. У "Аэрофлота" с ними разные бизнес-модели, разные аэропорты, разный парк. Практически неинтегрируемый бизнес. Управлять такими двумя махинами своего рода извращение. А у "Аэрофлота" уже есть "Победа". С управленческой точки зрения, получение еще и третьего бизнеса - бессмысленно. Скорее всего, "Аэрофлот" потихоньку доведет "Трансаэро" до остановки деятельности без серьезных проблем. В правительстве просто решили проблему без треска и скандалов", - резюмировал эксперт.  

Георгий Аветисян
Новости партнеров