Поиск
Лента новостей
Закрыть
Происшествия
Экскаватор стал участником массового ДТП во Владивостоке
Весь мир
Куда ни кинь, всюду клин: почему США проиграли переговоры по Ирану
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Куда ни кинь, всюду клин: почему США проиграли переговоры по Ирану

    17:46  31 Августа 2015  /обновлено: 19:28  26 Октября 2015
    3771

    Аятолла Али Хаменеи, духовный лидер Ирана

    Американское издание The National Interest опубликовало статью Джеймса Эктона The Risks of a 'Better Deal' with Iran, в которой анализируются альтернативные варианты политики США на переговорах по иранской ядерной программе. Перевод подготовлен Федеральным агентством новостей. Дебаты по ядерной сделке с Ираном сводятся к вопросу о том, есть ли лучшая альтернатива. Барак Обама заявил, что выбор стоит между сделкой и войной. Его противники утверждают, что он мог бы и не соглашаться, а надавить на Иран как следует для достижения «более выгодной сделки». Учитывая, что некоторые из этих критиков, по их собственному признанию, были сразу против текущей сделки, даже не ознакомившись с ее условиями, будет разумно задаться вопросом, действительно ли они смогут оценить улучшенную версию по достоинству. По-прежнему важным остается вопрос, что произошло бы, если бы Соединенные Штаты отошли от переговоров, рискнули ужесточить санкции и попытались договориться о более выгодной сделке через год или два. И если санкциям удалось бы принудить Иран сесть за стол переговоров и пойти на множество уступок, нельзя отрицать, что большее давление, возможно, привело бы к более выгодной сделке. Тем не менее, даже Марк Дубовиц (исполнительный директор американской исследовательской организации Foundation for Defense of Democracies – прим. ФАН), один из самых ярых сторонников санкций, теперь признал, что «вряд ли ужесточение санкций сможет помешать ядерным разработкам мулл». Чтобы убедиться в противном, требуется, по крайней мере, выполнение всех необходимых условий. Вполне возможно, что приостановление дипломатических отношений создаст серьезный риск ухудшения условий соглашения или вообще срыва его заключения.

    Вариант первый: санкции в отношении Ирана могли быть ужесточены

    Санкции в отношении Ирана доказали свою эффективность, потому что они пользуются широкой международной поддержкой. Тем не менее, было неясно, на протяжении какого времени можно было сохранять этот консенсус. Дипломатия президента Хасана Рухани вкупе с экономическим ущербом, причиненным санкциями торговым партнерам Иран, включая многие страны Евросоюза, Южной Кореи, Японии, Индии, России и Китая, могли подорвать коалицию. В самом деле, многие члены коалиции готовы были терпеть издержки санкций только потому, что они верили, что Соединенные Штаты работают добросовестно по вопросу разрешения кризиса дипломатическим путем. Отказавшись подписать сделку, которая была поддержана всеми партнерами по переговорам, Соединенные Штаты рисковали бы подорвать уверенность в своем лидерстве, что усугубило бы и без того растущее давление на санкции. Покинув переговорный процесс, США рискнули бы тем, что по их возвращении Иран бы уже не находился в серьезных экономических тисках и поэтому уже не так охотно пошел бы на заключение сделки.

    Вариант второй: временное соглашение все еще оставалось бы в силе

    Временное соглашение, достигнутое в ноябре 2013 года, ограничивало некоторые аспекты ядерной деятельности Ирана. Тем самым Тегеран лишался возможности использовать переговоры как способ выиграть время, пока сам приближается к получению атомного оружия. Это соглашение продлевалось несколько раз в ходе переговорного процесса в целях достижения окончательного соглашения. Но было далеко не очевидно, что Иран согласился бы еще на один перенос, если бы переговоры не удались. Освободившись от ограничений временной сделки, Иран вполне мог принять решение заняться установкой дополнительных центрифуг, обогащать уран на более продвинутом уровне, создать запасы обогащенного урана и возобновить работу на производящем плутоний реакторе. Любые последующие переговоры, вероятно, были бы сосредоточены на принуждении Ирана соблюдать условия временного соглашения. И тогда вряд ли оказалось бы возможным подписание окончательного соглашения, которое было хотя бы сопоставимо с текущим, не говоря уже о более выгодном.

    Вариант третий: Вашингтон и Тегеран могли бы заключить совершенно другую сделку позже

    Если бы переговоры были сорваны, то не было бы никакой гарантии, что и Обама, и Рухани располагают достаточным политическим влиянием для того, чтобы заключить соглашение позднее. Если говорить о ближайшем будущем, в период после президентских выборов в США в 2016 году и выборов в Иране в 2017 году перспективы дипломатии стали бы еще более мрачными. В настоящее время готовность и способность к переговорам и Тегерана, и Вашингтона является беспрецедентной. Тайная ядерная деятельность Ирана была выявлена в 2002 году. После вторжения в Ирак годом позже Иран проявил заинтересованность в переговорах с Соединенными Штатами. Неясно, насколько серьезен был Тегеран – ведь Соединенные Штаты не проверяли этого. (Франция, Германия и Великобритания пытались заполнить создавшийся вакуум, однако те соглашения, по которым велись переговоры, никуда не годились и распадались довольно быстро). К 2009 году на арене появляется только что вступившая в должность администрация Обамы, которая была настроена на переговоры. В октябре Иран под председательством бескомпромиссного Махмуда Ахмадинежада согласился на скромное предложение по укреплению доверия, известное как «топливный своп» (схема, по которой Иран должен был отправлять в Россию значительную часть своих запасов низкообогащенного урана для дальнейшего обогащения, а из переработанного топлива Франция должна была производить готовые топливные сборки для исследовательского реактора в Тегеране – прим. ФАН). Однако Иран тут же отказался – после того, как инициатива была встречена внутренней критикой как со стороны левых, так и со стороны правых. И только после выборов Рухани в 2013 году снова стали возможными эффективные переговоры.

    Вывод

    Размышления на тему того, что произошло бы, если бы Соединенные Штаты вышли из переговоров – не просто академическая задачка. Все риски, которые были бы связаны с приостановлением дипломатического процесса, все еще существуют сегодня. И на самом деле они гораздо выше. Если Конгресс сейчас помешает США в реализации своей части сделки, то высок риск того, что режим санкций рухнет – в конце концов, другие участники соглашения обязались ослабить санкции против Ирана независимо от того, решится ли на это Вашингтон или нет. Кроме того, Конгресс также пошлет ясный сигнал о том, что на США не стоит полагаться в вопросе реализации условий соглашений по нераспространению ядерного оружия. Тем самым будут подорваны попытки не только Обамы по заключению более выгодной сделки с Ираном, но также и стремления будущего президента не допустить распространения ядерного оружия при помощи дипломатии.

    Автор: Алексей Громов
    Включить уведомления в Вк
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Читайте также
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях