Поезд дальше не идет: эксперты знают о причинах ухода Якунина из РЖД

Поезд дальше не идет: эксперты знают о причинах ухода Якунина из РЖД

18.08.2015 17:08
2826

Вопрос смены Владимиром Якуниным поста главы РЖД на сенаторское кресло выглядит уже решенным. Буквально в течение суток появилась сначала инсайдерская, а затем и подтвержденная информация о внесении главы монополии в список кандидатов в члены верхней палаты от Калининградской области. Сам Якунин также подтвердил эту информацию и уже сегодня заочно попрощался со всеми подчиненными, пообещав отстаивать их интересы в Совете Федерации. Тем не менее, остается неясным, что именно сподвигло Якунина пойти на завершение своей железнодорожной карьеры. С одной стороны, глава РЖД, как и его компания, выглядел непотопляемым. С другой — перспективы 67-летнего топ-менеджера подпортили напряженные отношения с кабмином, долгие правительственные раздумья по поводу продления его полномочий, а также ситуация с массовым недовольством в стране отменой многих пригородных электричек, в разрешение которой вынужден был вмешаться президент Владимир Путин.

Под грузом противоречий

Эксперты, опрошенные Федеральным агентством новостей, не пришли к единому мнению по поводу причин якунинской отставки. «Не имею представления. Не хочу пользоваться слухами из СМИ. Господин Якунин достаточно влиятельный, чтобы подобные процессы шли по его воле или хотя бы с его согласия», — считает сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин. Воздержаться от спекуляций призвал и социолог, член Изборского клуба Андрей Фурсов, назвав «ахинеей» любые предположения: «Никакого мнения я дать не могу. Здесь нужна инсайдерская информация». Вероятным инсайдом поделился политолог и коллега Якунина по работе в МГУ Павел Тарусин: «У него очень плохие отношения с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Даже когда они разговаривали в прошлом году, то было видно, что улыбаются они довольно натянуто. То ли разница в возрасте, то ли во взглядах сказалась, но они просто не сработались», — полагает эксперт. На противоречия кабмина и госмонополии указывает и директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников: «Проблемы РЖД — не единственные среди монополий, но самые яркие. Это первая ласточка, а вопросы накопились ко всем: почему компании развиваются экстенсивно, почему растут зарплаты топ-менеджеров, а доходы в бюджет падают. Компании пытаются продолжать стратегию развития, принятую в «тучные» годы, но ее эффективность осталась в прошлом». По мнению Солонникова, Якунин оказался своеобразным предметом спора между Кремлем и правительством: «В прошлом году [заместитель главы РЖД] Александр Мишарин пробыл реальным руководителем полтора часа. И только совместный обед с Владимиром Владимировичем Путиным сохранил статус-кво. Вот и в последний раз Якунин очень долго не согласовывался на должность». Политолог указывает на то, что и в самом ОАО РЖД есть «оппозиционные» силы, которых фигура топ-менеджера не устраивала: «У Владимира Ивановича давно не все гладко с остальным руководством РЖД. Там были силы влияния, которые старались отодвинуть его от власти. Но он всегда предпринимал шаги по сохранению поста, и до последнего времени его амбиции были неоспоримыми». «Вероятно, Владимира Ивановича «окопали». Это видно и на житейском уровне — сам он не железнодорожник, пришел со стороны, работал в структурах с Владимиром Владимировичем [Путиным], — согласен Павел Тарусин. — Да и в [почти] 70 лет тяжело ему управлять. Тем более, последние скандалы — с электричками, с имуществом — подпортили его репутацию». В любом случае, сходятся во мнении эксперты, сенаторский пост для Якунина воспринимается как почетная отставка. Тарусин считает, что глава РЖД, освободив кресло, больше времени посвятит науке: «Россия, может, и потеряет большого железнодорожника, зато приобретет большого ученого-политолога». Солонников видит в сенаторском кресле для бывшего топ-менеджера более прагматичные перспективы: «Должность сенатора позволят иметь иммунитет. После ухода бизнесменов или чиновников с крупных проектов обычно начинаются следственные действия. Органы проверяют хозяйственную деятельность предприятия, смотрят, куда были израсходованы средства. В этом смысле, сенаторское кресло для Якунина — плавное решение, к которому его подтолкнули». Экономист Дмитрий Травин сомневается в бездеятельности Якунина в верхней палате. По мысли эксперта, Владимир Иванович действительно в меру сил продолжит заниматься железными дорогами, как и обещал в прощальной телеграмме коллегам. «Система сословий, которая сложилась в России, предусматривает, что человек, оказавшийся на определенном этаже, никогда его не покинет. Оставив формальную должность, он все равно, в той или иной мере, останется лицом, принимающим решения. То есть, не занимаемая должность дает доступ в определенный круг власти, а принадлежность к определенному кругу наделяет человека некими полномочиями», - говорит Травин. Притом, что вопрос сенаторства выглядит решенным, в назначении Владимира Якунина региональным представителем Калининградской области еще остаются определенные сомнения. «Я бы 100% не давал, что после назначения Цуканова врио губернатора Якунин автоматически станет сенатором. Шанс очень велик, но не стопроцентный», — полагает Дмитрий Солонников.

Развала РЖД ждать не стоит

Сегодня РЖД уже настолько прочно ассоциируются с своим бывшим руководителем, что после якунинского ухода появляются определенные опасения за будущее естественной монополии. Сегодняшняя железнодорожная отрасль — это великое множество дирекций, «дочек» и филиалов, которые до последнего времени удавалось держать в монолитном состоянии. Останутся ли «Российские железные дороги» настолько же едиными после Якунина? Самые пессимистические прогнозы рисуют для РЖД сценарий РАО ЕЭС — то есть, распад на отдельные компании. Однако собеседники ФАН единогласно заявляют о безосновательности этих опасений. «Делить РЖД — безумие! И так уже транспортную составляющую отделили от инфраструктурной, куда дальше? — возмущается Иосиф Дискин. — Опыт РАО ЕЭС как раз говорит о том, чтоб такие вещи не повторялись. Разумные и честные люди научились на этом опыте не верить словам таких людей, как Анатолий Чубайс». Часть экспертов все-таки предполагает определенные изменения для РЖД в будущем. «Будет реструктуризация, огромное количество профильных активов подвергнется диверсификации. РЖД занимались не только перевозками: они строили дома, санатории — с этим будут разбираться. Будет пересмотрена вся система финансирования. Другими словами, произойдет изменение финансовых потоков и сфер собственности. Но не глобальная перестройка», — полагает Дмитрий Солонников. Это же касается и утвержденных при Якунине масштабных проектов железнодорожного строительства. «Ничего [страшного] не будет, — уверен Павел Тарусин. — Разве что новый руководитель приведет новых людей. За годы руководства Владимира Ивановича сформировался очень прочный коллектив, устойчивая компания. И все начатые проекты останутся в силе — новому руководителю доведется пробить дорогу от Пекина до Москвы». Вопрос сейчас скорее кроется не в менеджменте, а в государственном финансировании, считает Дмитрий Травин. «Инфраструктурные проекты зависят от бюджета, от количества средств, которые будут в него вливаться. Здесь уже неважно, кто останется сидеть в кресле главы РЖД», — убежден эксперт. В том, что утверждать ключевые проекты будет власть, а не бизнес, уверен и Солонников: «Вопрос в инвесторах и финансовых вливаниях. Проекты «Москва—Казань» и «Пекин—Москва» сохраняют актуальность, но затратны. Такие вопросы будут решаться не на уровне руководителей компании, а выше».  

Владимир Карпухин
Пресс-конференция главы МИД РФ Сергея Лаврова
Закрыть