Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Весь мир
Сын застреленного в 2015 году в Зимбабве льва Сесила повторил судьбу отца
Общество
Энтео пиарит Вадима Сидура
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Энтео пиарит Вадима Сидура

    17:43  15 Августа 2015  /обновлено: 20:56  26 Октября 2015
    4

    Вадим Сидур за работой над скульптурой «Треблинка». 1960‑е годы

    Вадим Сидур за работой над скульптурой «Треблинка». 1960‑е годы Погром в столичном Манеже на выставке произведений нон-конформистского искусства 60-70-х годов прошлого века. Исполнители – хулиганы, называющие себя православными активистами: известный по предыдущим безнаказанным хулиганским акциям Дмитрий Цорионов (Энтео) и его помощники и единомышленники. «14 августа православные активисты Дмитрий Цорионов и Мила Одегова сорвали богохульную выставку "Скульптуры, которых мы не видели", открытую в Манеже, рядом со стенами Кремля. Предлагаем видео православного протеста», - гордо пишет бывший сотрудник ВГТРК Андрей Беляков, предлагая для скачивания видеозапись, на которой неугодные произведения для ясности помечены, как «хула на Господа». «Это богохульная выставка», - заявил сам Энтео и потребовал привлечь к ответственности устроителей выставки. В настоящее время выставка все-таки работает, Манеж подсчитывает убытки (по предварительным данным, повреждены четыре произведения замечательного скульптора Вадима Сидура). Манеж намерен привлечь погромщиков к суду, тем более что экспонаты – из государственного музея. Самих хулиганов из «Божьей воли» уже сравнили с варварами из "Исламского государства*" и с «Талибаном»*, против чего Цорионов и К° решительно возражают.

    Реакция РПЦ

    Реакция РПЦ сдержанная: дескать, нечего было оскорблять чувств верующих, и никто бы вас не трогал. «Насилие в той или иной форме всегда направлено против людей и не может быть оправдано защитой интересов какой-либо общественной группы», - заявил глава информационно-аналитического управления синодального отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе. Однако сделал важное добавление: «Это не отменяет права людей на законный протест, в том числе против оскорбления каких-либо религиозных символов и святынь». По словам Кипшидзе, сам он выставку не видел. «Но, учитывая, что эти скульптуры были созданы в 60-е годы - время, когда Хрущев обещал "показать по телевизору последнего попа", они, видимо, вполне соответствуют социальному заказу в художественной системе того времени и перекликаются с настроениями некоторых маргинальных групп сейчас», - добавил он. А председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии РПЦ Александр Пелин полностью поддержал действия Цорионова. На странице Энтео в соцсети представитель РПЦ оставил следующий комментарий: «Если бы устроители позволили себе нечто подобное по отношению к другим традиционным религиям, было бы гораздо хуже. А на христианство как на самую "терпимую" религию можно, по мысли организаторов, всегда плюнуть. И здесь Дмитрий, конечно же, прав. Храни тебя Бог!»

    Осторожно, мракобесие!

    Посетители выставки, ставшие свидетелями погрома, как и многие из тех, кто узнал об этом из прессы и соцсетей, предсказуемо возмутились, сочтя очередную выходку Энтео вандализмом и проявлением мракобесия. «Погрома в Манеже можно было бы избежать, если бы организаторы выставки уважали чувства верующих. Это сказал глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин. Все правильно. Жертва изнасилования могла бы избежать изнасилования, если бы уважала чувства насильника», - комментирует скандальную историю публицист Александр Скобов. Осужденный в свое время за «оскорбление чувств верующих» бывший директор Сахаровского центра, организатор выставки «Осторожно, религия!» Юрий Самодуров пишет: «Считаю, что если и на этот раз Цорионов выйдет сухим из воды и не получит срок или громадный штраф за вандализм и организацию погрома на выставке, значит, его по-настоящему поддерживает руководство РПЦ. С чем я руководство РПЦ с удовольствием и поздравлю!» Также, по мнению Самодурова, если российские «художественные институции» и на этот раз отмолчатся, значит, общество готово к цензуре и самоцензуре, не будучи в состоянии что-либо противопоставить мракобесию и вандализму. «Энтеотропия. Так примерно можно назвать нынешнее состояние общественной жизни», - пишет в Facebook поэт и публицист Лев Рубинштейн. Он добавляет: «Одичавшие бешеные дворняжки - явление давнее, и разные общества в разные времена боролись с этим опасным явлением с разной степенью цивилизованности и гуманности. А вот дворняжки, симулирующие бешенство, явление, гораздо менее изученное. И ничуть не менее, а возможно, и более опасное. Но что-то с этим делать же надо! Местное "правосудие" не предлагать» И т.д.

    Вадим Сидур

    На сайте Манежа говорится, что на выставке "Скульптуры, которых мы не видели" представлены произведения художественного объединения ЛеСС, которое в 1954 году создали три советских скульптура: Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и Николай Силис. Произведения на выставке - не только из частных собраний, но и из московского государственного музея Вадима Сидура. Именно произведения Сидура с христианской тематикой пострадали от рук вандалов. Во всей этой истории есть только один условно положительный момент – благодаря поднявшейся шумихе кто-то лишний раз вспомнил, а кто-то впервые узнал о великом скульпторе Вадиме Сидуре. Фронтовик, инвалид войны, создатель нового направления в советском искусстве, участник неформальных выставок, график, прозаик, поэт… Вот фрагмент одного из стихотворений Сидура: «Я — цветок юный, советский убит был пулей немецкой. «Вот и конец», — успел подумать. Не вспомнил ни маму, ни папу. Просто сполз в жидкую грязь на дно окопа. И тихо умер. Я — цветок осенний. Расцветаю в равновесии страха, стеблем лёжа на плахе. Скоро меня перерубят. Взорвут. Зарежут. Погубят. Боюсь людей, правящих нами, страшусь живущих рядом. До мозга костей пропитан ужаса трупным ядом…» Одной из главных тем творчества Сидура были война и Холокост – гибель евреев во время Второй мировой войны. Скульптуры по его моделям, посвященные этим темам, установлены во многих странах, в том числе в Германии. Самые известные его работы: «Погибшим от насилия», «Взывающий», «Раненый», «Отчаяние» «Бабий Яр», «Треблинка» «Формула скорби».

    Формула скорби

    О «Формуле скорби», которую Сидур создал в 1972 году, расскажем подробнее. Уже после смерти скульптора (он умер в 1986 году) группа петербургских активистов еврейского движения решила увековечить память евреев, расстрелянных гитлеровцами в Пушкине, под Ленинградом. Это произошло в первые месяцы войны – Пушкин был захвачен немцами уже 18 сентября 1941 года. Сколько всего евреев было расстреляно в Пушкине, неизвестно, по разным данным жертвами гитлеровцев стали от двухсот до восьмисот человек, большинство погибших – женщины и дети. «Если встать на формальную точку зрения, то в имеющихся источниках информации (т. е. в устных свидетельствах – других источников нет) фигурируют цифры от 200 до 800 человек, - уточнил глава Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель. - Если же говорить по существу, то 800 человек – явно завышенная цифра. Такому числу погибших евреев просто неоткуда было взяться в Пушкине того времени. Реалистичная оценка – 200-300 человек». Памятник «Формула скорби» открыли в 1991 году, он стал одним из первых полноценных мемориалов жертвам Холокоста на территории теперь уже бывшего Советского Союза. «Я помню, как открывали этот памятник погибшим евреям в Царском Селе, - пишет ныне живущая в Израиле петербургская журналистка Алла Борисова. - Помню, как писала об этом памятнике, и где-то в архивах сохранилась черно-белая фотография. В общем, Царское Село и этот памятник – часть моей жизни… Работа Вадима Сидура. Это его скульптуры разбили православные активисты-вандалы в Москве. Как далек тот 1991-й… Другая жизнь». О памятнике евреям Пушкина на основе скульптуры Сидура вспомнили многие, в связи с этим некоторые комментаторы задали прямой вопрос: "А не является ли московский погром проявлением банального антисемитизма?" С этой точкой зрения, впрочем, не согласен один из инициаторов установки памятника в Царском Селе – глава Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель. «Я про эту историю не так много знаю, чтобы делать выводы, - сказал Александр корреспонденту Федерального агентства новостей. – Единственное, что могу сказать: творчество Сидура возникло все-таки в Советском Союзе, и тогда в атеистическом государстве оно было непризнанным. А сейчас оно стало объектом надругательства. Значит, это настоящее искусство». На вопрос, не прослеживается ли в действиях погромщиков скрытый (или явный) антисемитский подтекст, Френкель ответил отрицательно. «Я не очень вижу тут какой-то особый еврейский, антисемитский компонент. Мне кажется, это был бы слишком частный случай. Тут, как мне кажется, более глобальная вещь: настоящее искусство, великое искусство, выдающееся искусство – оно для мракобесия неприемлемо. Вот, собственно, об этом и речь». Эту мысль продолжила координатор программ Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Леокадия Френкель. «Погром на выставке в Манеже только еще раз подтверждает, что Вадим Сидур – настоящий художник. Советские мракобесы и нынешние одинаково ненавидят великое искусство. Кстати, «Формула скорби» в Пушкине не раз подвергалась вандализму: следы от свастики на бронзе до сих пор проступают», - написала она в Facebook, выложив фотографии монумента.

    * Организация запрещена на территории РФ.

    Автор: Елена Янкелевич
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях