Лента новостей
Поиск
loop
Украина
«Адмирал» Тымчук и «сухопутный флот» Украины

«Адмирал» Тымчук и «сухопутный флот» Украины

18:06  14 Августа 2015
4595

Спикер украинской пропагандистской группы "Информационное сопротивление", человек в большой каске с таким же большим, но местами больным, воображением, Дмитрий Тымчук на днях озвучил журналистам новый чудесный военный концепт: Украине нужен «сухопутный флот».

Подводная лодка в степях Украины

Вы не ослышались. Это не шутка и не оговорка. Это сознательный, далеко идущий план. Это точно такой же флот, как и на море, - только на берегу. Конечно, у людей трезвомыслящих сразу возникает образ из бородатой шутки: «подводная лодка в степях Украины». Так вот, шутка эта неумная, и чтобы убедится в этом достаточно послушать пана Тымчука. И мы послушаем. И вот что он говорит. «Мы понимаем, что это безумно колоссальные затраты (интересно, дороже стены и рва на границе с Россией или нет? - прим. ФАН). Поэтому на данном этапе, очевидно, нужно создание противокорабельного комплекса, который бы базировался на берегу. И таким образом мы могли бы обеспечить безопасность с моря, откладывая перевооружение военно-морских сил на потом. Потому что на сегодня финансовых ресурсов для этого не имеется. Именно поэтому я говорю, что нужно искать непопулярные, но какие-то решения, которые могут спасти ситуацию», - доложил Тымчук ошеломленным журналистам, вызвав легкую панику в зале. То есть, поскольку военно-морского флота у Украины фактически нет, то давайте построим чего-нибудь на суше, что бы нам заменило флот. Тревоги Тымчука относительно затрат на покупку новых и модернизацию старых кораблей украинского флота понятны. В ходе раздела Черноморского флота Украине досталась большей частью рухлядь и недостроенные корабли. Притом, что Украина хотела себе с Крымом «отхватить» весь флот, и первый президент России Борис Ельцин с этим согласился. И только противодействие самих моряков помогло спасти Черноморский флот России. И здесь надо сделать отступление.

Не поделили

Вот что рассказал корреспонденту Федерального агентства новостей капитан 3-го ранга в отставке, ныне севастопольский военный пенсионер Егор Константинович Копылов, которому пришлось пережить развал Черноморского флота СССР. "Тогда мы все были в растерянности. Вообще-то, в это верилось с трудом. И то, что флот поделят и то, что над Севастополем будет реять украинский флаг. Но когда случился ГКЧП, в личном составе, я имею ввиду, конечно же, офицеров – матросов-то и не спрашивал никто, стали появляться разные настроения. Кто-то понял, что можно в украинском флоте, если он появится, сделать карьеру «по быстрячку». Сначала, в январе 1992 года, офицерское совещание Черноморского флота объявило, что флот является оперативно-стратегическим соединением, и не будет подчиняться Украине". "Инициатором этой декларации, кстати, был командующий флотом адмирал Касатонов. Но в это время в ряде береговых частей начали принимать украинскую присягу. Это даже смешно, но первыми присягу приняли в водолазной школе у «каптри» (капитан третьего ранга – прим. ФАН) Клюева. То есть, украинский флот сразу был для «подводного базирования». Потом летчики и строители присягу приняли. Потом курсанты разнообразные и только через месяц, в феврале, первые моряки на противолодочном корабле «Сметливый». "Уже тогда мы начали «крыситься» друг на друга. Ведь служили все вместе. А тут полезло изо всех щелей. До драк дело доходило, помню, у нас два мичмана подрались из-за того, чей Крым. Уже тогда этот вопрос стал болезненным". "А потом в дело вступили политики. И до 1997 года флот делили. Рвали по кускам. А если бы не Игорь Касатонов в 92-м, Украина могла бы действительно получить значимое количество боеспособных кораблей. Но в реальности более половины из того, что сначала Кравчук, а потом Кучма «выторговали», украинцам пришлось списать в течении ближайших 10 лет», - вспоминает Егор Константинович.

С тем, что плавает, не получилось

И действительно, ВМС Украины приходилось списывать корабли каждые два-три года едва ли не десятками. Например, последнее списание в октябре 2013 года включало в себя сразу девять кораблей, катеров и вспомогательных судов. А эпопея с единственной в мире подводной лодкой «Запорожье» без аккумуляторов? Которая если и погружалась, то только по собственному желанию, и это достойно отдельного рассказа. Лодка так часто принимала забортную воду (а два раза даже тонула), что украинским морякам пришлось намертво приварить ее к пирсу. Одним словом, после всех списаний и крымской эпопеи, к началу 2015 года в состав ВМСУ входило три боевых корабля, один десантный, 18 вспомогательных судов и 26 катеров. Из них условно боеспособным, который хотя бы способен сдвинутся с места, можно считать единственный боевой корабль: флагман флота Украины фрегат «Гетман Сагайдачный». Уже тот факт, что флагманом украинского флота считается фрегат «Гетман Сагайдачный», являющийся от рождения сторожевым кораблем проекта 11351 «Нерей», который в советское время нес службу в морских частях погранвойск КГБ СССР, а не в Черноморском флоте, говорит о многом, если не обо всем. Какой флагман – такой и флот. Впрочем, в окружении катеров береговой охраны и буксиров флагманом может стать даже торпедный катер. И это при том, что в составе флота Украины есть и настоящие боевые корабли. Например, крейсер «Украина» («Бывший «Адмирал Лобов», бывший «Галичина», один из самых мощных ракетных крейсеров в мире проекта 1164) уже почти четверть века ржавеет недостроенным у причальной стенки в Николаеве. Нет денег. Но к крейсеру мы еще вернемся. Впрочем, есть и хорошие новости: 30 января 2015 года по программе материально-технической помощи вооруженным силам Украины, США передали ВМС Украины пять быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force 730 и Sea Force 11M производства компании «Willard Marine». Несомненно, надувные суда приятно и гармонично дополнят надувной флот Украины. Ах, да, есть еще недостроенный корвет проекта 58250 «Володимир Великий», деньги на него собирали «с миру по нитке», помнится еще Виктор Ющенко призывал «скинуться» на «народный корвет». Строят уже более десяти лет. По оценкам специалистов, степень готовности – 43%.

С кем воюете?

Факт остается фактом: с тем, что плавает, но не надувное, у Украины не всё благополучно. Так может прав стратег Тымчук? Береговые ракетные и артиллерийские комплексы спасут Украину? Для того, чтобы понять, насколько это верно, надо ответить себе ровно на три вопроса. От кого собирается защищаться Украина, что она для этого намерена поставить на вооружение, и будет ли это в принципе эффективно. На первый вопрос ответ крайне простой. Черноморских держав ровно три: Турция, Румыния и Россия. После слов Олег Тягнибока «Крым будет либо украинским, либо турецким», становится понятно - Турция не входит в число вероятных врагов Украины. У Украины есть территориальный конфликт с Румынией, претендующей на часть Бессарабии. Однако флот Румынии, насчитывающий четыре фрегата, четыре подводные лодки (в фактическом отсутствии украинского флота – бесполезны) и шесть ракетных катеров, вряд ли представляет опасность для полномасштабной атаки с моря. Гораздо опаснее румынская армия, да, собственно, и конфликт предполагается именно сухопутный. Но главное, Румыния член НАТО. Священное для любого «сознательного» украинца сочетание букв. И это значит, что если прикажут, украинское правительство и так всё отдаст. Как отдали, к примеру, Румынии нефтеносный шельф острова Змеиный. По указанию ООН и Гаагского суда. И кто остается? Какой сюрприз: Россия. Не удивительно, правда?

Что полетит

Теперь вопрос: а чем намерена вооружить свою береговую группировку Украина? Большую часть противокорабельных ракетных комплексов «Редут», «Рубеж» и «Бастион», как в мобильном, так и в стационарном варианте, которые достались Украине еще от СССР, страна успешно «профукала» после воссоединения Крыма с Россией. А знаменитые «сотки» (ракетные комплексы «Прогресс», которые простреливали всю акваторию Черного моря), украинцы попилили в Крыму еще в начале 2000-х. Впрочем, противокорабельные ракеты, а только из них и имеет смысл формировать береговую оборону, у Украины все же есть. Это весьма устаревшие советские П-15М «Термит» морского базирования. И их может применять лишь один ракетный катер проекта 206МР «Прилуки». Все эти системы вооружения разрабатывались и производились на территории нынешней РФ и воспроизвести их Украина не может. Страна разрабатывает собственную крылатую ракету, которая могла бы применяться и как противокорабельная. Ведет разработку КБ «Южное», которое ныне, в отсутствие российских заказов - безработное. Однако ракета эта существует только в виде футуристических эскизов и хвастливого ТТХ. Как она будет летать и что там будет внутри, не знают сами конструкторы, которые лихорадочно ищут спонсоров. Ситуация для военной продукции абсурдная, согласитесь. Выпускали в Харькове и крылатую ракету Х-55 и ее наземный аналог РК-55. Ею тоже можно было бы стрелять по кораблям. Но во-первых, ракеты эти были сокращены по договору о ракетных системах малой дальности и вряд ли США обрадуются возобновлению их выпуска. А во-вторых, стрелять крылатыми ракетами по малым катерам и десантным кораблям - это все равно, что пытаться сбить муху сапогом. Дорого и неэффективно. Тем более, что современные российские бортовые системы РЭБ и модули ПВО, вроде «Штиля», «Риф» или «Кинжала», с высокой вероятностью собьют даже сверхзвуковые крылатые ракеты на всех эшелонах и дальностях. То есть, нужны комплексные пуски сразу группы ракет. Что увеличивает дороговизну такой оборону в десятки раз. Она будет просто слишком скорострельной для украинского кармана. Так о чем же говорит Тымчук? Скорее всего, о противокорабельных ракетах французского производства «Экзосет», с помощью которых в 1982 году аргентинцы во время войны за Фолкленды потопили британские фрегат «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик конвейер». Ракета знаменитая и эффективная, что тут спорить. Но устаревшая. Однако, переговоры о ее покупке, а точнее поставках в «рамках помощи против российской агрессии», украинская сторона вела еще в 2014 году. Это вторая по популярности «нищенская» позиция министерства обороны Украины после противотанковых ракет «Джавелин».

Дурацкая затея

Однако всё это не столь важно на фоне того, какова вообще вероятность, что даже в случае полномасштабной войны России потребуется атака черноморского побережья Украины с моря. Весь комплекс российских ракетных ударных систем оперативного назначения, не говоря уже об авиации, может поражать цели в районе Одессы прямо с крымского побережья. Выходить в море для этого не обязательно. Так что же даст «сухопутный береговой флот» Тымчука? А ведь у украинцев, как мы уже писали, есть недостроенный крейсер «Украина». Эти крейсера проекта 1164 в НАТО прозвали «убийцами авианосцев». Они несли 16 пусковых установок «Вулкан» со сверхзвуковыми ракетами ПКР П-1000, дальность которых превышала 1000 километров. Но тогда Украине это оказалось не нужно. А сейчас уже и невозможно. Поэтому, учитывая печальное состояние украинских вооруженных сил, нам кажется, что Тымчук удовольствовался полумерами. Сухопутный флот - это уже старо. Он и ранее был у Украины, как минимум полуплавающим. Пора идти дальше. За неимением средств (а из денег у Украины только долги) нужно создавать ползающих летчиков, таящихся по кустам танкистов и батареи катапульт. И тогда будет победа.  

Олег Денежко
Новости партнеров
mediametrics