Лента новостей
Поиск
loop
Политика
Почему буксуют Минские соглашения: Киев как палка в колесе переговоров

Почему буксуют Минские соглашения: Киев как палка в колесе переговоров

19:06  12 Августа 2015
461

Мирные договоренности по Донбассу не могут быть выполнены до конца года, в установленные соглашением сроки. Таково мнение экспертов и участников рабочей группы по реализации Минских соглашений, собравшихся за круглым столом в Москве. По словам спикеров, для этого не хватает ни политической воли у руководства Украины, ни правовых оснований внутри соседней страны. Почему же затягивается процесс урегулирования конфликта на Донбассе, и что необходимо сделать, чтобы довести его до конечной цели?

Украина не поспевает за «Минском-2»

«Из 13 пунктов соглашения худо-бедно выполнены два. Это деятельность контактной группы, хотя вчера Могерини заявила, что нужно еще больше интенсифицировать ее деятельность. Правда, непонятно, как — рецепта не предлагают. И пункт третий: обеспечение мониторинга режима прекращения огня, — заявил на круглом столе руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. — Другое дело, что самого режима не произошло. Но мониторинг действует». Эксперт полагает, что до конца года есть время выполнить ряд других пунктов соглашения: прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, который можно расширить за счет калибра менее 100 мм, обеспечение помилования и амнистий путем введения в силу закона об особом статусе Донбасса, обмен всех заложников, оказание гуманитарной помощи, определение модальности социально-экономических связей. «Те пункты, в которых речь идет о проведении местных выборов и установлении контроля за госграницей по итогам местных выборов, а также о конституционной реформе, до конца года Украина никак не успевает выполнить, — считает Чеснаков. — Дело в том, что Киев заявляет о необходимости проведения местных выборов по украинскому законодательству». Чтобы все заработало, необходимо сделать законодательство, регулирующее особый статус отдельных районов Луганской и Донецкой областей, постоянно действующим, пояснил эксперт. «Украинское законодательство на сегодняшний день не предполагает проведения местных выборов. Даже если это удастся исправить, то раньше, чем на ноябрь, выборы быть назначены не могут. Поэтому весь комплекс мер с участием местных руководителей может начаться не раньше этой даты. В этой связи Украина должна быть заинтересована в продлении срока выполнения Минских соглашений не меньше чем на полгода, а скорее всего, до конца 2016 года», — отметил Чеснаков. Эксперт обратил особое внимание на пункт Минских соглашений, касающийся возможности центральных органов украинской исполнительной власти заключать с органами местного самоуправления договоры об экономическом, социальном, культурном развитии отдельных районов Луганской и Донецкой областей. Это также предполагает внесение изменений в Конституцию Украины. «Если этого не будет, то любое обращение в Конституционный суд Украины приведет к делегитимизации подобных соглашений, потому что они не соответствуют нынешней Конституции страны», — резюмировал он.

Замкнутый круг украинских законов

Закон об особенностях самоуправления мятежных областей Украины является несущей частью всех Минских договоренностей, отметил непосредственный участник переговоров рабочей группы, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев. В нем описывается особый статус этих районов, и он же является основой политического урегулирования, считает эксперт. «Но проблемы остаются прежними: Украина фактически отказалась от выполнения этого ключевого пункта. Это второй абзац пункта 4: незамедлительно, не позднее 30 дней, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территорий, на которые распространяется особый режим в соответствии с законом Украины о временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. На момент подписания комплекса мер именно отсутствие перечня этих территорий было препятствием для вступления в силу этого закона. Комплекс мер предусматривал не изменение самого закона, а только принятие постановления Верховной Рады, определяющего территории, на которые распространяется закон. Оно было принято, и одновременно с этим ВР приняла изменения в сам закон, которые отложили его введение в действие до того момента, пока в отдельных районах Донецкой и Луганской областей не будут проведены выборы в соответствии с законодательством Украины»,— рассказал Силаев. По его словам, «это блокирует решение вопроса об амнистии, потому что в законе об особом статусе одна из статей предполагает амнистию и запрет дискриминации, блокирует продолжение конституционной реформы, да и само проведение выборов. Возник замкнутый круг, потому, что 17 июля этого года ВР приняла постановление о выборах в местные органы власти, и один из пунктов этого постановления прямо запрещает проведение выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Получилось, что закон об особом статусе вступит в действие только после выборов, которые проводить нельзя. По мнению эксперта, на Украине существует сильная оппозиция Минскому процессу и мирному урегулированию конфликта как таковому. «Сам Порошенко, который сделал не одно заявление в поддержку Минского процесса, вносит поправки, отменяющие действия статей закона об особенностях местного самоуправления. С его стороны нет попыток преодолеть такую оппозицию», — заявил Силаев. Он напомнил, что комплекс мер по мирному урегулированию был поддержан тремя президентами и федеральным канцлером Германии в декларации, принятой 12 февраля этого года. Он также стал составной частью резолюции Совбеза ООН и имеет статус документа, обязательного к исполнению. «Поэтому, когда нам предлагают что-то пересмотреть, предпринимают какие-то уловки, чтобы не выполнять эти меры, речь идет не просто об отказе от принятой декларации, но об отказе выполнять резолюцию Совета безопасности ООН, то есть о действиях, идущих вразрез с международным правом», — подытожил эксперт.

Украина готовится к «сдерживающей войне» с Россией

Алексей Чеснаков также напомнил, что советник президента Украины Владимир Горбулин в своей статье, опубликованной 20 июня киевским еженедельником «Зеркало недели», описал наиболее желательный для Украины сценарий развития событий — «ограниченной войны и перманентных переговоров». Сценарий предусматривает «ограниченную, сдерживающую войну против России и коллаборационистов с целью нанесения как можно больших демотивирующих потерь. А также постоянный переговорный процесс, однако без фиксирования результатов в виде различных договоренностей. Наращивание военного потенциала Украины. Переход от блокирования противника к его вытеснению». Фактически, устами своего представителя в рабочей подгруппе контактной группы по политическим вопросам Украина расписалась в проводимой тактике и обозначила свои намерения. Это, по мнению Чеснакова, объясняет описанную правовую коллизию, искусственно созданную официальным Киевом.  

Екатерина Чалова
Новости партнеров
mediametrics