Куда плывут «Мистрали»: «подкидыши» от Франсуа Олланда

Куда плывут «Мистрали»: «подкидыши» от Франсуа Олланда

07.08.2015 18:03
1643

Куда плывут Мистрали, или подкидыши от Франсуа Олланда

Немного нелепая, но сильно запутанная история с «Мистралями» завершилась. Суммы возврата оговорены, и французы вольны делать с 200-метровыми стальными «сараями» все, что им угодно, хоть на Марс отправлять. Франсуа Олланд заявил, что проблем с тем, куда это «счастье» деть, нет.

На иголки

Марс не Марс, но боевые корабли такого типа и такого водоизмещения не так-то просто утилизировать. Кто хоть раз видел кладбище кораблей под Севастополем, в устье Черной речки, не мог не поразиться количеству металла, скопленного там. Однако достать этот металл не так-то просто. Корабль — сложное сооружение, в нем намертво смонтированы узлы и агрегаты из самых разных сортов и видов металла, и не только металла. Чтобы утилизировать такого «монстра», его надо тщательно размонтировать и рассортировать детали. И порой это стоит едва ли не треть от цены постройки новенького корабля. «Для французов порезать «Мистрали» на иголки, так говорят у нас, корабелов, это вовсе не вариант. Кстати, говорят «на иголки», потому что после разделки и переплавки высокосортная сталь корпуса, смешавшись с различными включениями, превращается в низкосортную сталь. Только для иголок и годится. Как правило, чем крупнее корабль, тем дольше он гниет на стоянке списания. Французы уже потеряли массу денег. Разделка практически уже готовых «Мистралей» обойдется им еще в несколько миллионов евро. Например, стоимость утилизации разведывательного корабля «Урал» проекта 1941, крупнейшего в своем классе, сейчас определена почти в три миллиона евро. Кстати, он сравним по размерам с «Мистралем». Не думаю, что налогоплательщики Франции будут рады этому. Вариант один: куда-то корабли «сплавить», - пояснил журналисту Федерального агентства новостей сотрудник научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения «Военно-морская академия» Сергей Мазуров. Это понимает и правительство Франсуа Олланда. Там знают, сколько уже убытков потерпели верфи Сен-Назара, и увеличивать их – это балансировать на грани социального взрыва. Надо сказать, что французскому президенту уже удалось избежать больших неприятностей, договорившись с Россией, уйдя от крупного штрафа и избежав судебных разбирательств. Франция в той или иной степени сохранила лицо надежного поставщика. Теперь осталось определиться, кому «подкинуть сироток».

Куда плыть?

Находясь в Египте на церемонии открытия дублирующей нитки Суэцкого канала Франсуа Олланд продемонстрировал ничем не подкрепленный оптимизм. «Трудностей с поиском покупателей не будет», - храбро заявил Олланд в ходе своей публичной речи на церемонии. Но военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец с ним в корне не согласен. «Корабли такого класса весьма специфические. Я сразу утверждал, что российскому флоту они изначально были не нужны. Это политическая сделка, я много об этом говорил. Медведеву и Сердюкову очень хотелось привлечь на свою сторону Саркози, чтобы он поддержал позицию России в войне в Южной Осетии. Нужны ли эти корабли еще кому-то, сказать трудно, но они «заточены» под стандарты НАТО, французы проектировали их, можно сказать, под себя. Если они и смогут их продать, то только в те страны, которые имеют комплексы вооружений, армейские стандарты НАТО. Круг таких стран весьма ограничен», - пояснил Баранец. Мировые эксперты тут же озадачились: а куда же «без проблем», по словам Олланда, поплывут «Мистрали»? Среди потенциальных покупателей сразу же назвали Китай, США, Канаду, Сингапур, Саудовскую Аравию и даже Египет. Вообще-то, есть ровно одна страна в мире, где корабли такого класса полностью востребованы. Это Южная Корея, которая имеет со своим вечным врагом – Северной Кореей — длинное общее побережье. Достаточно вспомнить, что во время Корейской войны именно Инчхонская десантная операция спасла южнокорейцев от разгрома. А операции такого типа – это идеальное применение для вертолетоносцев типа «Мистраль». Одна беда: страна, имеющая одни из самых больших в мире верфей, уже производит доковые десантные вертолетоносцы подобного класса. Головной из них «Токто» уже более десяти лет находится в составе южнокорейского флота. И, кстати, корабли типа «Токто» имеют довольно серьезный экспортный потенциал: Корея активно участвует во всех тендерах на вертолетоносцы такого типа. Про США и Канаду можно даже не говорить. Вашингтон может приобрести «Мистрали» лишь по той же мотивации, по которой Россия некогда их заказала, – политика. Но, как известно, подобного рода благотворительность не в характере США. Канаде же корабли подобного класса совершенно не нужны. Во-первых, они не приспособлены для действий в северных широтах (по этой же причине они не нужны и России), а во-вторых, применить их, учитывая автономность и мореходность этого корабля, Канада может разве только против США. Вы в это верите? Теперь перейдем к самому нелепому предположению: Египет. Конечно же ,«деньги не пахнут», что французы демонстрировали не раз, продавая оружие всем воюющим сторонам одного и того же конфликта. Однако «Мистрали» в руках Египта будут «торпедой» только против одной страны - Израиля. Не говоря уже о том, что Тель-Авив это воспримет как недружественный акт. Достаточно вспомнить авиационный ударный потенциал Израиля, чтобы понять: приобретение этого корабля Египтом – это покупка бесплатной мишени для тренировки израильских летчиков. Не говоря уже о финансовом положении Египта, который вряд ли сможет найти средства на покупку подобных кораблей. Можно было бы представить, что «Мистрали» может купить Китай. Потребность есть: контроль экономической зоны в Восточно-Китайском море. Эффектный фактор при решении территориальных споров с Филиппинами и Вьетнамом. Деньги? Вопрос риторический. Есть и еще удачное обстоятельство: часть оборудования, электропроводка и посадочные места под вооружение сделаны по российским стандартам. Тем же, что используются и в китайской армии. И с оснащением вертолетным парком проблем не будет. Вроде все сходится? Кроме одного: еще в 2009 году Китай принял решение о строительстве собственных десантных вертолетоносцев, аналогичных американским  класса Wasp. Самое главное, что у Китая уже есть собственные газотурбинные двигатели для подобных кораблей. А если Китай чего решил... По словам Олланда, самый вероятный покупатель — Индия. Действительно, потенциально Индия нуждается в кораблях такого типа и пока их не имеет. Зато имеет вечного врага: Пакистан. И опыт использования старого авианосца «Викрант» британской постройки в пакистано-индийских войнах 1965 и 1971 годов. А сегодня в Индии из трех прежних остался ровно один авианосец «Викрамадитья», бывший «Адмирал Горшков», бывший «Баку». Мало кому из боевых кораблей досталось столько переименований. Значит, Индия? И снова нет. Индия действительно рассматривала в свое время вопрос покупки вертолетоносцев, в том числе и типа «Мистраль». Но в 2013 годы Индия объявила тендер на постройку четырех десантных кораблей-доков. Сумма контракта оценивается 2,6 миллиарда долларов. И одним из обязательных условий тендера является участие в нем только индийских компаний.

Есть вариант

Так значит, шансы продать «Мистрали» у Франции призрачны? Не спешите. Посмотрим на другую сторону Земного шара. Южная Америка. В последнее время там происходит то, о чем мечтал некогда генерал Боливар. Старые конфликты сглаживаются, утихают, и страны Южной Америки начинают сближаться. Даже аргентино-бразильский конфликт ушел в прошлое. Аргентина укрепляет экономические связи с Бразилией и, что самое главное, уступает ей место главного регионального лидера. А региональный лидер — это обязанность поддерживать стабильность в регионе. Быть готовым в любой момент мобильно перебросить свои силы в точку возникающего напряжения. Не для войны, а для использования силовых методов с целью погашения конфликта. И «Мистрали» словно специально предназначены для этого. Для оперирования в зоне малого конфликта низкой интенсивности, так как для серьезного боя ни защита, ни вооружение «Мистраля» не предназначено. Кроме того, в составе ВМФ Бразилии уже есть крупный корабль французской постройки авианосец «Сан-Паулу», бывший авианосец «Фош» (Foch) типа «Клемансо» (Clemenceau) ВМС Франции. Есть и вертолеты собственной постройки по французским технологиям. Поэтому единственная, кому «Мистрали» действительно нужны, кто может их обслуживать и оснастить собственными системами вооружения, – это Бразилия, где, конечно, «очень много диких обезьян». А вот теперь будет и современный вертолетоносец.  

Олег Денежка
Трагическое происшествие в Москве: мужчина погиб на рельсах столичного метро
Закрыть