Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Скандал вокруг «Невы» вызван системными проблемами туристического бизнеса

Скандал вокруг «Невы» вызван системными проблемами туристического бизнеса

21:22  24 Июля 2014  /обновлено: 3:18  28 Октября 2015
190

Отказ старейшего российского туроператора, фирмы «Нева», выполнять свои обязательства получил большой общественный резонанс. Возврата средств за несостоявшиеся туристические поездки и испорченный отдых сегодня ждут 20 тысяч клиентов "Невы". «Случаи, подобные банкротству компании «Нева» и ее отказу выплачивать долги по невыполненным обязательствам, на рынке будут обязательно повторяться. Дело в том, что это системная проблема», — заявил председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков на прошедшей в пресс-центре «Росбалт» пресс-конференции. По словам президента некоммерческого партнерства «Альянс туристических агентств» Андрея Гаврилова, такое могло произойти из-за слабого финансового мониторинга компании «Нева», которая «была замкнута на саму себя и, не предупреждая турсети, намеревалась сворачивать деятельность или уходить с рынка». Если аналитики понимали, почему компания «Нева» вдруг поменяла свою партнерскую страховую компанию «СОГАЗ» на никому не известного страховщика «Восхождение», то потребители не воспринимали это событие в качестве значимого. Как отметил Михаил Аншаков, «потребитель не является экспертом в области страхования, тем более в области туристических услуг». Сейчас, когда проблемы «Невы» общеизвестны, стали объяснимы и мотивы ухода «СОГАЗа». По словам генерального директора «ГлавСтрахКонтроля» Николая Тюрникова, «был проведен глубокий внутренний аудит, и в «СОГАЗе», видимо, поняли, что для «Невы» наступают трудные времена». После прекращения сотрудничества с «СОГАЗом» «Нева» без особого шума сделала ответственным страховщиком свою аффилированную компанию «Восхождение». Как отметил Тюрников, «эта незаметная на рынке страховых услуг компания в 2013 году собрала всего 50 миллионов рублей, и это при том, что свою ответственность она застраховала на сумму, превышающую 1 миллиард рублей". "Так что вовсе не нужно быть пророком, чтобы понять, что с таким годовым доходом страховщики не могут обеспечить свою ответственность на сумму 460 миллионов рублей», — пояснил Тюрников. Михаил Аншаков подчеркнул, что дело тут не конкретно в фирме «Нева», поскольку по аналогичным схемам работает немало туроператоров, а в системной проблеме на государственном уровне. Законодательством не возбраняется страховать ответственность турфирмы через аффилированные с нею страховой компании. Эксперты сошлись во мнении, что правоохранительные органы должны выяснить, куда выводились со счетов получаемые "Невой" с января средства. Николай Тюрников также отметил, что туристическая отрасль уже сегодня нуждается в комплексном преобразовании. В частности, турфирмам нужно уходить от противоестественного для данной отрасли страхового механизма, усилив при этом роль самого государства и правоохранительных органов, например, через лицензирование, при котором бы учитывались активы и финансовые показатели каждой конкретной фирмы. Также назрела необходимость изменить судебно-регулятивные подходы, в принципе исключив саму возможность занижения в судебных решениях сумм неустойки, расходов на адвокатов, компенсаций за моральный вред. "А иначе, — заметил Николай Тюрников, — в той системе, которая сегодня существует на туристическом рынке, у потребителя нет уверенности, что он сможет в случае недобросовестности туроператора возместить свои деньги». «У нас сложилась ситуация, когда у потребителя сидит в сознании судофобия. Люди боятся идти в суды, потому что думают, что ничего не получишь, а только нервы измотаешь», — добавил Михаил Аншаков. На туристическом рынке, подчеркнул Андрей Гаврилов, «давно пора включить какие-то дополнительные механизмы, связанные с мониторингом финансовой стабильности, а это потребует внесения изменений в законодательство и нормативно-правовые акты, а возможно, и на уровне профессиональных объединений нужно будет задействовать механизмы саморегулирования». Михаил Тюрников также отметил, что нужно как можно быстрее разработать эффективный механизм финансового обеспечения туристического бизнеса, причем важно найти возможность контролировать провайдеров, несущих финансовую ответственность. «Должен быть нормальный провайдер с активами, которые многократно превосходят объем принятых обязательств. Ну не может какая-то маленькая компания представлять ответственность на сотни миллионов рублей!» — продолжил разговор глава «ГлавСтрахКонтроля». Среди необходимых для развития туристической отрасли мер докладчики предлагали уделить особое внимание брендированию туристических компаний, когда руководство в заботе о репутации бизнеса не поддастся соблазну смошенничать, собрать с клиентов деньги и «смыться», а будет вести клиентоориентированную политику. Как заметил Михаил Аншаков, только не надо принимать за брендирование вбуханные в рекламу средства. «Бренд — это доверие, которое зарабатывается годами», — пояснил он. Сергей Бендин

Алексей Громов
Закрыть