Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Весь мир
Сенат США может проголосовать против объединения санкций по России, Ирану и КНДР
Общество
Россиян научат любить Родину правильно
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Россиян научат любить Родину правильно

    14:26  31 Июля 2015  /обновлено: 22:12  26 Октября 2015
    1804

    Цель круглого стола – поддержка новых форматов проведения уроков по истории. Дискуссия о патриотическом образовании собрала в Москве российских и белорусских экспертов-историков, а также преподавателей высшей и средней школы. Участники круглого стола «Инновационные методы преподавания истории – в помощь патриотическому воспитанию» выясняли, кто виноват в безыдейности детей, а также как правильно отвлечь их от компьютера – книгой или автоматом.

    Патриотизм автоматом

    Первый заместитель директора военно-патриотического центра «Вымпел» Александр Алексеев в качестве образцового воспитательного формата привел подведомственные ему лагеря. Он открестился от предположений, что такие учебные заведения служат инкубаторами профессиональных военных: «Да, дети ходят в форме, но воспитываем мы, прежде всего, граждан». По мнению Александра Алексеева (слева), военные инструкторы в какой-то мере могут заменить детям отцов. Детям в возрасте от 7 до 11 лет в этих лагерях преподают социальный патриотизм, детям постарше, с 12 до 16 – гражданский. Постепенно, рассказывает Алексеев, любовь к семье перетекает в любовь к родине. 16-летним же дают оружие, - Алексеев называет это военным патриотизмом: «Мы воспитываем гражданина, готового встать на защиту родины». Военные инструкторы, по его мнению, способны в какой-то степени заменить детям отцов: «Раньше родители занимались воспитанием, сейчас — зарабатыванием денег. Возникает социальное сиротство, нередки случаи, когда у богатых родителей дети – наркоманы».

    Образование - формально

    Директор Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко посоветовал коллегам разделить понятия «воспитание» и «образование», а также крепко подумать, что же такое патриотизм. «В обществе всегда будут разные взгляды на то, что правильно – будут коммунисты, либералы, монархисты. Государство может консолидировать эти потоки. В СССР несколько идейных течений было в одном, и после развала буквально в каждой квартире оказалось по пять патриотов. Притом каждый - патриот чего-то своего», – отметил эксперт. Он полагает, что патриотизмом можно назвать умение отвести на задний план свои взгляды ради отстаивания общегосударственных интересов: «Сначала ты спасаешь страну, а потом дискутируешь о правильности выбранного пути развития». Ищенко не согласен со мнением коллег о необразованности, по сравнению с временами СССР, нынешней молодежи: «Кризис системы образования начался еще в позднем СССР. Уже тогда отмечалось снижение уровня выпускников». Причиной этого он называет снижение требований к образованию на уровне середины ХХ века: «Любая система образования либо отвечает, либо не отвечает на вопросы, стоящие перед обществом. Например, в конце XIX — начале XX века система начала охватывать больше людей по одной причине — требовалось множество квалифицированных рабочих рук. Сейчас специалисту, в принципе, не нужны широкие знания. Своей специальности, конкретным операциям можно научиться за недели. Это же касается и гуманитарных специальностей: не нужно большого ума, чтобы оперировать определенным числом бумаг». Ростислав Ищенко (справа): "Сегодня специалисту не нужны широкие знания". Бедой образования эксперт считает его фактическую ненужность: «Сейчас в обществе востребовано не столько образование, сколько свидетельство о нем. После всеобщего среднего мы движемся к всеобщему высшему». Сложившаяся образовательная система демотивирует успешных учеников. «Государство не может сказать части общества: «Ребята, мы вас писать-считать научили, дальше учить вас не имеет смысла». Это вызовет массу негодования в обществе. С другой стороны, система преподавания ориентируется на самых слабых. Тем самым блокируются возможности сильнейших, теряется их мотивация. Они воспринимают образование как возможность получить бумагу». Выход, по мнению Ростислава Ищенко, один: сменить «схоластическое вдалбливание» на «обучение учиться». «Вы можете сколько угодно рассказывать ученикам, что все было не так, как пишут либеральные историки. Все равно человек будет выбирать то, что ему ближе. Но если он сможет самостоятельно докопаться до фактов и будет способен поставить вопрос оппоненту, это станет успехом образования», – полагает эксперт.

    Ошибки или победы

    О том, нужно ли на занятиях по истории говорить о государственных ошибках или давать только победы, рассуждал главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела Михаил Мельтюхов. Он привел в пример начало Великой отечественной войны: «Основная ошибка состояла в неправильной оценке обстановки. Советские военные меры запоздали. Понятно, что в дальнейшем был определенный психологический надлом. В мемуарах участников войны, которые описывают первые недели, превалировали идеи «ух ща мы им!» Потом рано или поздно возникают сомнения. И политработники, и заградотряды – неизбежный атрибут войны такого масштаба. И если смотреть глазами условного Сталина, мы удивляемся «Разве этого не видели?» Действительно, многого не видели. Другое дело, должны ли мы говорить об ошибках или победах. Я сторонник комплексного подхода». Михаил Мельтюхов недоумевает, почему многие документы, которые помогли бы установить историческую справедливость, до сих пор недоступны даже специалистам: «Сейчас публикуются документы внешней разведки (времен ВОВ - прим. ФАН), а как работала внутренняя – неизвестно. Мы до сих пор не понимаем, как работали отечественные аналитики. В архивах военной разведки нам говорят «Нет, это вам не нужно». Так что мы можем предположить ошибки, но доказать их не можем».  

    Автор: Владимир Карпухин
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях