Государство волнует низкий культурный уровень граждан

Государство волнует низкий культурный уровень граждан

03.06.2014 14:08
165

Государство, наконец, озаботилось низким культурным уровнем граждан. Такой вывод можно сделать, изучив Проект «Основ государственной культурной политики», опубликованный недавно в «Российской газете». Тому, как этот уровень повысить, и какие проблемы существуют у творческих людей России, посвящен многостраничный документ. В нем по пунктам обозначено, что делать с современной литературой, музыкой и кинематографом. Даже художественную самодеятельность граждан не забыли. То, что государство решило всерьез заняться культурой, у деятелей искусства вызывает разную реакцию. Одни готовы к вмешательству «сверху», другие предпочли бы его избежать. «Я придерживаюсь анархических взглядов в области искусства, поэтому затрудняюсь ответить, нужна ли государству культурная политика или нет. Это никак не влияет на деятельность меня, как художника. Мир человеческой фантазии, как источник творчества, не может быть ограничен никакими циркулярами и законами», - рассказал корреспонденту Федерального агентства новостей художник-мультреалист Николай Копейкин. Его коллега по цеху Василий Ложкин, напротив, рад такой инициативе властей. «А кто еще этим должен заниматься? это прямая обязанность государства. Я вообще государственник, поэтому всегда его поддерживаю. Если Родина скажет перестать рисовать котиков, а рисовать мужчин с лопатами, значит, буду рисовать мужчин с лопатами», - поделился с журналистом ФАН художник Василий Ложкин. Культурного гражданина нужно воспитать Итак, по порядку. Главная цель государственной культурной политики, согласно «Основам», - объединение общества и формирование нравственной личности. Приведен даже перечень качеств, которыми такая личность должна обладать: «Это, прежде всего, честность, правдивость,  законопослушание, любовь к Родине, бескорыстие, неприятие насилия, воровства, клеветы и зависти, семейные ценности, целомудрие, добросердечие и милосердие, верность слову, почитание старших, уважение честного труда». Культурная политика призвана создать систему воспитания для взращивания нравственных, патриотичных и ответственных граждан. При этом у каждого из них должен быть доступ к культурному наследию и равные возможности для участия в культурной деятельности. Отдельный раздел документа посвящен русскому языку. «В России не должно быть граждан, получивших среднее образование и при этом не владеющих даже разговорным русским. Для иностранных граждан должны быть созданы условия для обучения русскому языку в объемах, необходимых для их трудовой деятельности в России»,- говорится в проекте. Особые требования к качеству владения русским языком предъявляются к журналистам, представителям власти, политикам, педагогам и ко всем, «чья профессиональная деятельность требует публичного общения». Особое беспокойство у авторов проекта вызывает обстановка в киберпространстве. Медийно-информационную грамотность населения, по их мнению, необходимо повышать: «…информационное пространство загрязнено, и воздействие на нас этих загрязнений пока ещё плохо осознаётся, но их уже можно сравнивать с загрязнением воздуха, которым мы дышим, и воды, которую мы пьем». Писателям – издательства, музыкантам – смену Но вернемся к искусству. Литературу авторы проекта «Основ» выносят на первое место. Если коротко, то россияне должны вновь полюбить читать, творчество литераторов нужно поддерживать, а книги должны быть доступны гражданам. Для этого предлагается возрождать издательства и развивать библиотеки. Последние должны стать клубами для общения и «организовывать серьезные культурно-просветительские акции с участием учёных, политиков, педагогов, писателей, библиофилов». В следующем разделе – о музыке. Общий уровень исполнительских искусств у авторов проекта вызывает тревогу: «…потребность профессиональных коллективов в квалифицированных кадрах не удовлетворяется, качество подготовки ухудшается. В последнее время со всей остротой встал вопрос о необходимости привлечения для работы в филармонических коллективах иностранных музыкантов». Проблемы развития исполнительских искусств также названы одним из важнейших направлений культурной политики России. О театре и балете в «Основах…» упомянуто вскользь, да и то лишь в том контексте, что они являются предметом национальной гордости. Эту несправедливость отметил и всемирно известный хореограф, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Борис Эйфман. «Все-таки балет в России больше чем балет. Я очень рад, что так много внимания уделяется кино, но когда мы еще дойдем до уровня европейского или голливудского кинематографа. А балет сегодня является лидером в мировом масштабе, и это нужно сохранять, ведь очень легко потерять те приоритеты, которые у нас есть», - рассказал Борис Эйфман в интервью корреспонденту ФАН. О «важнейшем из искусств» Кинематограф авторы проекта «Основ…» предлагают всячески поддерживать и развивать, причем отмечено, что настало время особое внимание уделить детскому, документальному, научно-популярному и анимационному кино. «Документальному, детскому, познавательному кино без госзаказа просто не выжить. В европейских странах, в Китае, всюду есть господдержка документального кино в прокате: у них есть льготы для кинотеатров, которые показывают эти фильмы. У нас же все свели к фестивальному движению, фильмы смотрит узкий круг профессионалов и иногда немножко зрителей, а потребность у людей огромная», - согласна с авторами проекта «Основ» Валентина Гуркаленко, художественный руководитель студии «Леннаучфильм», член Союза Кинематографистов России. Впрочем, не все документалисты считают, что положение в отрасли так уж печально. «Допускаю, что наши парламентарии клановость и закрытость путают с преемственностью поколений. Сфера кинематографа в силу своей специфики действительно более закрытая, чем остальные отрасли. Такая ситуация существует не только в России, но и во всем мире, и никаких отрицательных моментов мы в этом не видим. Передача знаний и умений от поколения к поколению в любом деле только улучшает качество конечного результата. А недовольные всегда есть и будут, как бы эта ситуация ни менялась», - высказал свое мнение директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, режиссер Алексей Тельнов. Культуру – в массы! Различные эксперименты творческих людей государство заранее одобряет, даже если «их общественная оценка противоречива». Главное, чтобы сам факт художественного новаторства был доступен обществу. Для этого предлагается развивать новые типы культурных институтов. Искусства должно стать больше в школьной программе, а художественное образование высокого качества должно быть доступно всем детям, в том числе и тем, кто не планирует в будущем становиться профессионалами. О необходимости открывать современные концертные залы в регионах говорил на своей недавней пресс-конференции и Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра. «Я считаю это главным в нашей работе в Совете по культуре при Президенте России. Мы должны не только решать вопросы своих уважаемых организаций, а, собираясь вместе, мы должны думать, что мы можем сделать для подрастающего поколения. Чтобы миллионы российских детишек не прошли мимо мира классической музыки», - рассказал журналистам маэстро Гергиев. Проект "Основ государственной культурной политики" 16 мая был опубликован в "Российской газете". В разработке этого документа принимают участие деятели культуры, искусства, литературы, представители педагогического сообщества, бизнеса, партий, общественных организаций. Возглавляет рабочую группу руководитель администрации президента Сергей Иванов. В данный момент идет общественное обсуждение проекта, которое продлится до конца сентября. Оксана Дроздова

Алексей Громов
ДНР выпустит серию марок с героями Донбасса
Закрыть