Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Высоцкий: от «Як-истребитель» — к сбитому «Боингу»

Высоцкий: от «Як-истребитель» — к сбитому «Боингу»

14:45  25 Июля 2015  /обновлено: 22:38  26 Октября 2015
3037

Страшное олимпийское лето 1980 года: 25 июля, ровно 35 лет назад, не стало великого русского барда Владимира Высоцкого – истинного голоса России. 42-летний на тот момент Высоцкий (мог бы дожить до сегодняшних дней – было бы ему всего 77) умер во время проходивших в Москве XX летних Олимпийских игр. Советские газеты о смерти всенародного кумира молчали, но сарафанное радио гудело по всей стране. 28 июля в Театре на Таганке, который стал домом и судьбой Высоцкого, прошла гражданская панихида, после этого были фантастические похороны на Ваганьковском… Высоцкого хоронила вся Москва, вся Россия. Как сказала вдова поэта Марина Влади, «я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела». Кто пережил те страшные дни, не забудет. Потом началась посмертная слава, которая, как это нередко бывает, чуть не погребла под собой и самого поэта, и его творчество.

Золотая жила

Вот с чем пришли к 35-летию со дня смерти Высоцкого российские масс-медиа. Начнем с грустного. «Комсомольская правда» в качестве юбилейного чтива опубликовала фрагменты романа писателя Федора Раззакова «Марина Влади и Высоцкий. Француженка и бард», опубликованного в феврале этого года. Раззаков писатель заслуженный, известен романами о жизни звезд шоу-бизнеса, например «Интимная жизнь российских идолов», «Врачебные тайны. Пороки и недуги великих» и т.д. и т.п. Разработка образа Высоцкого давно уже стала для писателя золотой жилой – видимо, хорошо продаваемый товар. В новом романе о Высоцком «автор пытается понять, что стало причиной смерти поэта – преступная халатность друзей и знакомых врачей или злой умысел». Так анонсирует КП отрывки из произведения Раззакова. Что ж, судя по приведенным фрагментам, автору не до творчества барда: писатель со всех концов, чуть ли не лупой, рассматривает исключительно особенности поведения Высоцкого в последние месяцы жизни – те самые известные всем обстоятельства, которые, с большой долей вероятности, довели его до могилы. По версии автора, в смерти барда чуть ли не лично виноват его друг, врач Анатолий Федотов, который неправильно лечил своего непростого пациента. Что тут сказать… Да, не секрет: Высоцкий любил выпить, да и не только, но, как говорится, любим мы его не только за это… Тем более что эта тема, кажется, уже окончательно закрыта не обруганным только ленивым фильмом «Высоцкий. Спасибо что живой». «Хорошенькая публикация к 35-летию ухода всенародно любимого… барда. Прибавляет уважения и почитания», - с горькой иронией прокомментировал порцию новых разоблачений один из читателей.

От «Яка-истребителя» к Boeing-777

А вот газета «Коммерсант» порадовала читателей по-настоящему глубокой статьей Марии Степановой «На послесмертие поэта», посвященной тому, чем был и до сих пор остается для нас Высоцкий. По мнению автора, голосом Высоцкого, его образами говорит вся страна, и это голос каждого из нас. «Так говорит Москва, разговаривает Россия — монолитные 86 процентов и непонятные 14 запевают одним голосом, снайпер, тапер, шофер, иноходец, ванька с зинкой, як-истребитель», - пишет автор. Степанова разбирает в статье знаменитую коллизию: профессиональные поэты не слишком высоко ставили творчество Высоцкого-поэта, что его невероятно обижало. Но на самом деле он вовсе не поэт – бери выше, считает автор. «То, как Высоцкий настаивал на себе-поэте, только мешает понять, в чем дело, так же как его невероятный версификационный дар, сравнимый по степени уступчивости речи разве что с цветаевским. Километры песен, написанные им, имеют не двойную, а тройную природу… Полный корпус песен Высоцкого замещает собой эпос второй половины ХХ века, его окопы Сталинграда и красные колеса, и заезжает далеко в нашу сегодняшнюю повседневность», - считает Степанова. Тему места Высоцкого в современной России продолжает в «Московском комсомольце» Александр Минкин. «Як-истребитель»… Послушайте, как Высоцкий, на три минуты превратившийся в самолет, поет «мирррр вашему дому», - предваряет одну из знаменитых видеозаписей публицист, пытаясь предположить, каков был бы путь Высоцкого сегодня, в наши дни… «А может, не утратил бы с годами ни ума, ни характера, ни таланта. И спел бы сейчас про «Боинг», про Крым и Донбасс, и все государственные телеканалы не смогли бы его перепеть, и Останкинская башня оказалась бы ниже этого человека», - делает допущение автор. «…Удалились, подвывая, две судьбы мои — кривая да нелегкая!» - цитирует журналист великую песню Высоцкого «Две судьбы» и горько добавляет: «Ну, надо сказать, это он удалился, а кривая да нелегкая остались с нами навсегда».  

Елена Янкелевич
Закрыть