Деньги на ветер: лучший истребитель США не нужен для войны с ИГИЛ

Деньги на ветер: лучший истребитель США не нужен для войны с ИГИЛ

22.07.2015 17:58
806

Американское командование в ходе авиаударов по ИГИЛ не доверяет серьезных заданий истребителю Raptor F-22, носящему титул лучшего в мире боевого самолета. Перевод статьи "F-22 в борьбе с ИГИЛ играет второстепенную роль", опубликованной в немецком издании Die Welt, специально для своих читателей подготовило Федеральное агентство новостей. При стоимости 190 миллионов долларов за штуку F-22 Raptor предлагает массу преимуществ: он способен преодолевать сложные системы вражеской ПВО, практически невидим для неприятельских самолетов и передвигается со сверхзвуковой скоростью без использования форсажной камеры двигателя (устройства для догорания топлива), что делает его более экономичным. И все-таки за первые месяцы своей миссии в небе над Сирией и Ираком этот самолет используется исключительно в качестве конвойного. Новейшие "Рапторы" уже на протяжении десяти месяцев находятся в распоряжении ВВС США, принимающих участие в воздушных атаках на позиции ИГИЛ. За это время они использовались 204 раза: в 60 операциях были атакованы наземные цели и выпущено всего лишь 270 боеприпасов класса «воздух-земля». Для сравнения: за тот же самый период ВВС США и их союзники совершили в общей сложности 44 000 боевых вылетов, включая разведывательные полеты и маневры по дозаправке в воздухе, нанеся 7 900 непосредственных ударов по наземным объектам. При этом представители Военно-воздушных сил говорят, что F-22 оказался крайне полезным - прежде всего, благодаря системам обнаружения противника за линией горизонта и дальнейшей передачи этой информации командованию.

"Доминировать в небе"

"F-22 заботятся о том, чтобы другие самолеты ВВС США могли дольше удерживать воздушное пространство", – объясняет представитель ведомства Дебора Ли Джеймс. - "Они обеспечивают эффективную работу команды". В ВВС признают, что воздушные удары по коммуникациям Исламского государства - это не те виды боевых действий, для которых изначально создавался истребитель. Главная задача F-22 в Ираке и Сирии - "доминировать в небе" и держать на удалении самолеты ВВС других стран. "Полёты показали, на что способен "Раптор" в качестве командирской машины и "летающего координационного центра", - говорит заместитель начальника командования Военно-воздушных сил на базе в Лэнгли (штат Вирджиния), генерал-майор Дж. Д. Харрис. "Это не та область применения, для которой был задуман самолет", – отмечает также Лорен Томпсон, руководитель Лексингтонского института, аналитического центра по проблемам безопасности (штат Вирджиния). "Я думаю, что специфика войны против ИГИЛ не позволяет пилотам "Рапторов" в полной мере испытать возможности самолетов". Несмотря на это, использование F-22 в ходе конфликта не лишено смысла, считает эксперт: американское командование не может знать наперед, как случае чего поведет себя сирийский режим. Дамаск имеет в своем распоряжении современные системы ПВО, поэтому Штаты хотят свести на нет риск потери своих самолетов. Майор Кэмерон пилотировал F-22 в Ираке в рамках миссии военно-воздушных частей Национальной Гвардии США. Во время боевых вылетов он на протяжении шести часов сопровождал другие самолеты. Его полное имя не называется по настоянию ВВС США, которые хотят защитить личные данные пилотов, сражающихся с Исламским государством.

"О боже, да я счастливчик!"

По словам майора, он помогал экипажам F-16 обнаруживать и поражать их цели. "Задачи "Раптора" – своевременное уничтожение наземных объектов бомбовыми ударами, эффективное определение целей и сведение к минимуму сопутствующих разрушений", – говорит Кэмерон. "Чем больше у нас времени сосредоточиться на этих вещах, тем более успешными мы будем в долгосрочной перспективе". Он называет F-22 Raptor «зорким глазом неба». Разработка истребителя, который на данный момент слывет лучшим боевым самолетом мира, шла несколько десятилетий. Расходы на его создание вышли из-под контроля и на сегодняшний день достигли $ 67 млрд. И даже когда машина была готова, "Рапторы" вынуждены были четыре месяца простаивать в ангарах, так как после испытаний пилоты жаловались на головокружение и недостаток кислорода во время полетов. В дальнейшем техники выяснили, что причиной тому был брак при производстве костюмов для летного состава. Один истребитель стоит в среднем $ 190 млн. ВВС США первоначально планировали заказать 400 штук. В 2009 году тогдашний министр обороны Роберт Гейтс снизил эту цифру до 187 самолетов. Свое первое боевое крещение F-22 Raptor прошел в сентябре прошлого года в ходе второй серии воздушных ударов в небе над Сирией. Машина совершила налет на командный центр боевиков ИГИЛ в Ракке и уничтожила его. Поднимаясь в небо с аэродрома в Лэнгли, пилоты приступают к тренировочным полетам над поверхностью моря. Обычная, несмотря на ответственность, рутинная работа, говорит майор Кэмерон. Но иногда он осознает: "Я сижу в F-22. О боже, да я счастливчик!".    

Алексей Громов
Житель Чечни стал фигурантом первого в РФ дела о недоносительстве
Закрыть