Лента новостей
Поиск
loop
Политика
Новые санкции против России: не так страшен черт?

Новые санкции против России: не так страшен черт?

18:54  23 Июля 2014  /обновлено: 3:23  28 Октября 2015
529

24 июля 2014 года главы министерств иностранных дел стран, входящих в Евросоюз, обсудят перспективы расширения списка антироссийских санкций. Вопрос этот был инициирован США, на этот раз поводом послужили бездоказательные утверждения о причастности России к крушению 17 июля малазийского Boeing 777, все пассажиры которого и члены экипажа погибли. Оставляя в стороне вопрос, насколько вообще Россия может быть причастна к тому, в чём ее обвиняют, рассмотрим, чем реально может грозить нашей стране новый виток санкций. Сразу отметим, что санкции со стороны США серьёзной угрозы экономике России не представляют по причине сравнительно небольших объёмов двусторонних экономических связей. Чего нельзя сказать о товарообмене Евросоюза с Россией, которая является его третьим по величине торговым партнёром. Дело осложняется тем обстоятельством, что ни США, ни Евросоюз благотворительностью в отношении РФ никогда не занимались, поэтому санкции оказываются обоюдоострым оружием, грозя значительным ущербом обеим сторонам. Кроме того, учитывая масштабы торгового, хозяйственного и технического сотрудничества российских компаний с европейскими партнёрами, развёртывание санкций – процесс инерционный. То есть, кроме издержек – упущенной выгоды от сотрудничества и затрат на переориентацию связей – будет потрачено и время, которое может исчисляться месяцами и даже годами. Вспомним хотя бы газопровод «Северный поток» или поставки в Россию скоростных поездов фирмы Siemens: «долгоиграющие» проекты и контракты даже физически невозможно прекратить за короткий срок. Учитывая, что уровень развития производительных сил и научно-технических разработок в разных регионах мира постепенно выравнивается, а также пресловутую глобализацию рынков, санкции со стороны США и Евросоюза попросту вынуждают Россию ускоренно диверсифицировать свои внешнеторговые связи. Переключать их, например, на страны БРИКС, чему немало способствуют договорённости между государствами, входящими в это объединение, достигнутые в ходе июльского турне президента России Владимира Путина по Латинской Америке. Другим направлением реагирования России на санкции США и Евросоюза является замещение импорта путём локализации стратегических производств на собственной территории, с «программой-минимум» достижения технологического суверенитета. Это трудоёмкое дело, которое требует времени, значительных финансовых и материальных ресурсов на создание новых производств, привлечения специалистов. Но опять же, учитывая инерционность санкций, достижение минимальной автаркии, то есть стратегической технологической самостоятельности, не представляется невозможным. В резерве остаются и такие лазейки, как закупки оборудования и привлечение специалистов через третьи страны и сторонние организации. Такими путями шли, например, КНДР и Иран в самый разгар санкций против них, куда более строгих. Введений санкций и адекватное реагирование можно назвать «холодной экономической войной». Как и обычная война, это сложный процесс, успех или неудача которого в очень сильной степени зависит не только от исходного соотношения сил противостоящих сторон. Важную роль играют и тенденции исторического развития и, конечно, субъективное искусство политического руководства экономически «воюющих» стран. Так сильный игрок в шахматы может выиграть в, казалось бы, безнадёжной позиции, а слабый получит «детский мат», даже обладая решающими преимуществами в фигурах. Примером успешного разыгрывания потенциальных преимуществ при весьма скромных начальных ресурсах во враждебном международном окружении служит деятельность руководства СССР во главе с Иосифом Сталиным. Напротив, в куда как более выигрышной ситуации результатами деятельности Михаила Горбачева стала утрата стран-союзников, превращение вчерашних партнёром в самых яростных врагов и расчленение страны. Следует признать, что в настоящее время социально-экономическая ситуация в России с точки зрения ресурсов, да и международных отношений, выглядит лучше, чем у СССР в 1930-е годы. Но всё-таки положение дел сейчас существенно более трудное, чем у нашей страны в середине 1980-х. То, кто с наименьшими потерями преодолеет последствия санкций, к которым США усиленно подталкивают Европу, а кто преуспеет в этом процессе, в большей степени будет определяться политическим искусством и волей руководства России. Павел Былевский Обама призвал Европу ужесточить санкции против России Антироссийские санкции затронут четверть экспортеров Германии Украина намерена ввести санкции против россиян

Алексей Громов
Закрыть