Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Катастрофа Boeing-777: долетит ли украинский Су-25 до трибунала

Катастрофа Boeing-777: долетит ли украинский Су-25 до трибунала

14:05  15 Июля 2015
5803

Приближается первая годовщина трагедии в небе над Донбассом: 17 июля 2014 года в Донецкой области потерпел крушение Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17/MAS17/KL4103 из Амстердама в Куала-Лумпур. Катастрофа произошла около 16.30 по местному времени в районе села Грабово, у города Торез, почти на границе Донецкой и Луганской областей, в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины. На борту Boeing-777 было 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. Это катастрофа стала крупнейшей в истории авиации по количеству погибших с 11 сентября 2001 года и крупнейшей авиакатастрофой XXI века.

Под трибуналом

За два дня до трагической годовщины Малайзия, которой принадлежал погибший борт, внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала по расследованию катастрофы. Ранее стало известно, что выдвинутую Нидерландами и поддержанную Малайзией (большинство погибших были гражданами этих стран) идею создания международного трибунала поддержали еще три страны: Австралия, Бельгия и Украина. Россия категорически выступает против создания при ООН трибунала по Boeing. В МИД РФ уже назвали это предложение «преждевременным и контрпродуктивным», а создаваемый трибунал - «неадекватным механизмом».

Чем чревато создание трибунала по Boeing

Если взять за аналог положения устава трибунала по бывшей Югославии, то там в статье 29 есть следующие требования к странам - членам ООН: 1. Государства сотрудничают с Международным трибуналом в вопросах расследования и судебного преследования лиц, обвиняемых в совершении серьезных нарушений международного гуманитарного права. 2. Государства без каких-либо неоправданных задержек выполняют любые просьбы об оказании помощи или приказы судебной камеры, включая, в том числе:
  • опознание и установление местонахождения разыскиваемых лиц;
  • снятие свидетельских показаний и действия по сбору доказательств;
  • задержание или арест разыскиваемых лиц;
  • выдача или передача обвиняемых Международному трибуналу.
Напомним, у России в Совете Безопасности ООН есть право вето.

Версия международная, она же украинская: «Бук»

Хотя официально расследование гибели самолета рейса MH17 еще не завершено, похоже, мировое сообщество склоняется к версии, что малайзийский лайнер был сбит ракетой с земли и сделали это, скорее всего, пророссийские ополченцы, воюющие в Донбассе против украинской армии. Такой же версии придерживаются и в Киеве. По мнению международных экспертов, малайзийский Boeing, скорее всего, был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук-М», доставленного на территорию Донецкой народной республики из России. Хотя официальный доклад нидерландской стороны, ведущей расследование, еще не опубликован, высока вероятность, что выводы там будут именно такие. Доводов в подтверждение этой версии было приведено множество, все они доступны в Интернете. Там много фотографий, видеозаписей, расследований, свидетельств и т.д. Непрофессионалу весьма трудно отличить тут факты от искусных подделок и подтасовок. Сторонники этой версии считают самым «бронебойным» доводом в ее пользу «свидетельство» Игоря Стрелкова, на странице которого в соцсети практически одновременно с падением Boeing появилась запись: «В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же – не летать в "нашем небе". А вот и видеоподтверждение очередного "птичкопада". Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила. Мирные люди не пострадали. А также еще есть информация о втором сбитом самолете, вроде бы Су». К записи были приложены видеозаписи, предположительно, с места падения какого-то самолета. Позже запись была удалена, а Стрелков заявил, что перед ее появлением страница группы «Сводки от Стрелкова Игоря Ивановича» в соцсети «ВКонтакте» была взломана.

Российские версии

Россия с самого начала пытается доказать, что малайзийский Boeing сбили украинские военные, как это произошло, например, с Ту-154 в октябре 2001 года. Тогда, по версии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолет авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, был случайно сбит над Черным морем украинской зенитной ракетой С-200, запущенной из Крыма во время военных учений. Украина свою вину в той авиакатастрофе так и не признала. Что касается истории с малайзийским Boeing, то тут российские версии, по какой причине и из какого оружия он был сбит, разнятся. Версия Следственного комитета РФ Следственный комитет рассматривает версию, что лайнер мог быть атакован украинским штурмовиком Су-25, которым управлял летчик Владислав Волошин. СК уже взял под охрану главного свидетеля – бывшего украинского авиамеханика Евгения Агапова, который дал показания, косвенно указывающие на возможную причастность Волошина к крушению малайзийского Boeing. Нашлись также свидетели, которые сами видели, как украинские военные самолеты атаковал Boeing-777. Последнее по времени свидетельство такого рода предоставил английский журналист Грэм Филлипс, работавший в Донбассе. Версия разработчиков «Буков» Почти одновременно с появлением версии СК РФ свою версию выдвинули и разработчики «Буков» - российский концерн "Алмаз-Антей". Концерн опубликовал доклад, в котором приводится версия, что малайзийский борт был сбит из установки «Бук», однако принадлежащей не России, а Украине, и не с территории, контролируемой ополченцами, а с позиций украинской армии. Экзотика Были и другие версии, у которых, несмотря на всю их экзотичность, также находились сторонники. Среди них была, например, такая: самолет, предварительно набитый трупами, был сбит над Донецком американцами, чтобы подставить ополченцев. И т.д.

Какова цель?

Тут мнения разнятся. Западная сторона склонна считать, что злополучный Boeing был сбит, скорее всего, по ошибке: ополченцы просто перепутали его с украинским военным самолетом. Некоторые сторонники версий о причастности Украины или Америки к гибели малайзийского самолета также думают, что это, возможно, произошло ошибочно, поскольку стрелявшие метили не в Boeing, а в российский «борт № 1», которым президент России Владимир Путин примерно в то же время возвращался из Латинской Америки. Также рассматривалась версия, что история с Boeing была сознательной провокацией украинской стороны, чтобы опорочить Россию и ополченцев, именно поэтому украинский диспетчер сознательно увел пассажирский самолет в сектор над зоной боевых действий, где его сбили ракетой ВСУ. Ко всем вышеперечисленным версиям, а также к тем, о которых мы не упомянули, приложено огромное количество доказательств: как фотодокументов и видеозаписей, так и экспертиз. При этом противники практически каждой из этих версий обвиняют их авторов в подтасовке, использовании фоторедакторов и других уловках, призванных запутать мировое сообщество.

Последний отчет

За два дня до годовщины трагедии в Интернете появился еще один отчет, полученный, по словам публикатора, от анонимного представителя группы авиационных специалистов, в разное время принимавших участие в расследовании многих авиакатастроф. «Источник надежный, однако раскрывать имен авторов пока не стану, если они захотят, они сами признают авторство», - пишет известный российский блогер Альберт Лекс (Альберт Нарышкин), выложивший отчет в своем "Живом журнале". Полностью с отчетом можно познакомиться в ЖЖ автора, а также в материале Федерального агентства новостей, посвященном этой версии катастрофы под Грабово. Что касается выводов, то, по мнению авторов доклада, Boeing-777 с высокой долей вероятности мог быть сбит израильской ракетой «Питон», которой был оснащен украинский истребитель Су-25. «Из всей номенклатуры известных иностранных управляемых средств поражения комплексу установленных характеристик в наибольшей степени соответствует (с учетом вероятной возможности применения) израильская ракета класса «воздух-воздух» типа «Питон», - сообщают авиаэксперты. - Можно предположить, что присутствие в воздушном пространстве в зоне вооруженного конфликта на территории Украины модернизированного самолета типа Су-25 с ракетой типа «Питон» на подвеске могло остаться незамеченным". В комментарии к докладу Альберт Лекс также приводит ролик проекта Polit Russia «Россия выступает против создания международного трибунала по расследованию дела Боинга».  

Ирина Петренко
Новости партнеров