Муфтий Крыма: В природе крымских татар никогда не было крайностей

Муфтий Крыма: В природе крымских татар никогда не было крайностей

10.07.2015 14:59
1262

Муфтий Крыма Эмирали Аблаев - яркая, заметная фигура в религиозной жизни полуострова. Вернувшийся на историческую родину в конце восьмидесятых годов, Аблаев много сделал и делает для сохранения традиций крымских татар и возрождения ислама. Он также известен как активный сторонник возвращения верующим всех культовых мусульманских объектов полуострова и как борец с экстремистскими течениями. Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с Эмирали Аблаевым о противостоянии радикалам, перспективах мусульманской молодежи Крыма, разнице в отношениях к крымским татарам украинской и российской властей.

Радикалы прикрываются народом

- Каково Ваше отношение к радикальному исламу, ваххабизму? Насколько сильны их позиции в Крыму? - Наше отношение к ваххабизму, хизб ут-тахрир, хабашизму, джихадизму и тому подобным псевдоисламским учениям, течениям, категорически отрицательное. Это искаженное, узкое понимание ислама. На территории Крыма никогда не было подобных учений, всегда присутствовала суннитское понимание Ислама ханефитского мазхаба. Все наши национальные традиции сформировались на основе ханефитского мазхаба, более тысячи лет вся культура пропитана именно этой практикой, этим убеждением, этим учением и отношения среди мусульман выстраивались именно по таким нормам. Отношения с немусульманами, с представителями других конфессий тоже формировались через призму ханефитского мазхаба, а это, как мы знаем, одна из самых терпимых правовых школ ислама. Ее механизмы позволяют терпимо относиться к национальным, народным традициям, к условиям жизни того или иного народа, к социальной среде. Я хочу сказать, что у нас ни в природе, ни в менталитете, ни в традициях никогда не было радикализма, экстремизма, крайностей в исповедовании религии. Эти течения привнесены к нам извне, они чужды нашему традиционному, мирному, терпимому пониманию Ислама. Что касается их позиций в Крыму, в последнее время они ослабли, в первую очередь, в силу действия российского законодательства. Радикалы ведут свою работу, прикрываясь народом, за ширмой общественных организаций. Не стоит в данном случае ограничиваться только хизб ут-тахрир или ваххабизмом: в Крыму свою деятельность осуществляют также хабашиты. Этим учениям присущи крайние взгляды, что, как мы знаем, приводит к конфликтам: люди, считающие, что правы только они, начинают навязывать окружающим свои субъективные взгляды. Если это касается религии, возникают распри на почве того, кто более правоверен, богобоязнен и т.д. Можно отметить так называемый Таврический муфтият, который, не имея регистрации, каким-то образом пытается вести свою деятельность. Нагнетание ситуации, обвинения других мусульман в радикализме могу привести к серьезному конфликту. С их стороны (Таврического муфтията -  прим. ФАН) уже были случаи захвата мечети, например, Хан-Джами в Евпатории. Все это представляет риски для стабильного социально-экономического развития Крыма. - Что делается для предотвращения радикализации крымских татар? - Духовное управление мусульман Крыма всегда ясно обозначало свою позицию о неприятии всевозможных течений, в учениях которых присутствует радикализм в той или иной доле. Обозначая эту позицию, мы с 90-х годов всегда призывали наш народ быть бдительным, старались давать классическое, традиционное религиозное образование, дабы человек мог различать истинный, правильный ислам ханефитского учения от привнесенного извне понимания ислама с крайностями. Кроме того, нами издавалась определенная литература, поясняющая ошибки хизб ут-тахрир, например. Мы много выступали на радио, телевидении, в прессе, рассказывая о пагубности влияния этих течений на молодое поколение, на взаимоотношения в семье, народе и в обществе. Неоднократно обращались в государственные органы с целью не допустить регистрации автономных мусульманских общин, прикрываясь которыми, данные течения вели свою деятельность. Ими, к сожалению, издавалась, например, газета «Возрождение», которая была зарегистрирована еще в украинский период Комитетом по делам информации Крыма. На некоторые вещи в то время государство закрывало глаза. Духовное управление в своей борьбе за нераспространение подобных взглядов, радикальных течений в среде мусульман Крыма оставалось один на один с практически структурами мирового масштаба.

Дружба и учеба

- Как выстраиваются контакты с единоверцами в других странах? - У нас, мусульман Крыма, у Духовного управления как у представительного органа мусульман республики, взаимоотношения с единоверцами всегда выстраивались добрососедские. Присутствовало плодотворное сотрудничество, например, с Министерством по делам религии Турции, с официальным духовенством. Что касается духовных управлений на территории Российской Федерации, Кавказа, Поволжья и т.д., сейчас взаимоотношения стали более тесными. Выстраивается определенное сотрудничество, например, в сфере книгоиздания, образования, совместно проводятся конференции, мы выезжаем, по приглашениям участвуем в религиозных мероприятиях. Недавно были в Казани, посетили Булгар, познакомились с духовными истоками, историей Волжской Булгарии. Также по нашему приглашению братья из Казани, из других регионов Российской Федерации, из Кавказа, в том числе, приезжают в Крым, посещают наши мероприятия, оказывают посильную помощь, например, в строительстве мечетей. Можем сказать, что всестороннее, братское, плодотворное сотрудничество у нас продолжается, хвала Аллаху. - Куда стремится ехать на обучение мусульманская молодежь? - Если мы говорим о религиозном образовании, а именно это - наша сфера деятельности, в прежние времена мы всегда отправляли нашу молодежь в Турцию. Связано это с тем, что их понимание ислама максимально близко нашему, кроме того, нас объединяет общность традиций, языка, культуры и истории. Надо учитывать также, что Турция – светское государство, и мы были спокойны насчет того, что наши выпускники теологических факультетов вернутся оттуда с нормальными знаниями по исламу, соответствующими нашему традиционному пониманию, без каких-либо отклонений и крайностей. В данный момент эта возможность (учиться в Турции) сохраняется, к тому же возникли новые перспективы - учеба в Московском и Казанском исламском институтах. Мы участвуем в заседании Российского совета по исламскому образованию, у нас есть договоренности, поэтому в следующем году, думаю, мы отправим наших студентов в исламские вузы на территории Российской Федерации.

Россия более активна

- Какие отношения у мусульманской общины с православными и иудеями в Крыму? - На протяжении более двадцати лет мусульмане Крыма, крымско-татарский народ, всегда заявляли, что вернулись на свою родину созидать, и старались выстроить добрые взаимоотношения с представителями иных конфессий и этносов, населяющих Крым. Я думаю, мы смогли построить мост дружбы, взаимопонимания между людьми, и мы ценим это как залог стабильности, мира и, следовательно, развития на территории Крыма. На конфессиональной почве у нас конфликтов никогда не было. Уже более двух десятков лет существует Межконфессиональный Совет «Мир – дар Божий», сопредседателем которого я являюсь, и думаю, это прогрессивный шаг на пути к гармонизации отношений между конфессиями. - Отмечаете вы ли разницу в отношениях украинской и российской власти к мусульманам Крыма? Какие моменты можете выделить особенно? - Естественно, это разные государства, с разными законами, и, конечно, взаимоотношения тоже отличаются. При украинской власти религиозные организации действовали сами по себе, государство занимало, скажем, отстраненную позицию. В Российской Федерации более тесные взаимоотношения между органами муниципальной, центральной, федеральной власти и религиозными организациями, в частности, между властями республики и духовным управлением. Следствие таких взаимоотношений - более явная поддержка. Вместе с тем более ярко выражен контроль за деятельностью религиозных организаций. Это ни хорошо и ни плохо, это просто факт. Государство в деятельности религиозных организаций принимает более активное участие.

Крыму нужны качественные изменения

- Георгиевские ленточки, которые сопровождали празднование Дня Победы 9 мая: было ли это какой-то переменой для крымских татар? - Духовное управление мусульман Крыма по своему уставу и полномочиям, в первую очередь, является организацией, деятельность которой направлена на сохранение и развитие традиций, духовности, религиозной самобытности мусульман полуострова, - крымско-татарского народа, в частности. Политические взгляды мусульман Крыма могут быть разными, мы к этому относимся совершенно нормально, считаем, это не наш род деятельности. Любого рода оценки истории или же какие-то политические воззрения нам представляются сугубо личным делом каждого человека. Что касается перемен в целом, мусульмане Крыма, большинство которых, около 90%, это крымские татары – коренной народ полуострова, отметят именно качественные изменения. Не лозунги или атрибуты, а конкретное созидание, конкретные шаги, и будут показателем качественных изменений в Крыму. Я думаю, мы все любим свою родину, стремимся к тому, чтобы у нас дома, в нашем государстве, все народы жили спокойно и мирно.  

Евгения Авраменко
Банда налетчиков унесла миллион рублей из банка в Петербурге
Закрыть