Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Политика
Незаконная независимость: пробный шар Кремля пущен в прибалтийскую лузу

Незаконная независимость: пробный шар Кремля пущен в прибалтийскую лузу

20:58  30 Июня 2015  /обновлено: 0:15  27 Октября 2015
663

Проверка законности признания независимости трех балтийских республик Госсоветом СССР в 1991 году, начатая по депутатскому запросу Генпрокуратурой России, наверное, не вызвала бы к себе такого пристального интереса, если бы не аналогии с Крымом, передачу которого из состава РСФСР в состав УССР в 1954 году та же властная институция уже признала незаконной. Правда, поскольку это произошло после воссоединения Крыма с Россией, никаких судебно-процессуальных или политических действий по данному решению предпринято не было и быть не могло. В данном случае ситуация принципиально иная, и, несмотря на то, что Российская Федерация юридически является правопродолжательницей СССР, оказывается политически актуальной и одновременно более чем проблематичной тема компетенции ее органов власти, включая Генпрокуратуру, относительно событий 1990-1991 годов, то есть начиная с 12 июня 1990 года, дня провозглашения верховенства российских законов над союзными, и до 25 декабря 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование де-факто, будучи преобразован в Содружество Независимых Государств.

Право силы

Республики Прибалтики официально признаны не только международным сообществом, но и самой РФ, с ними Москвой подписано множество межгосударственных договоров, включая договоры о делимитации границ. Более того, они являются членами НАТО и на их территории расположены военные силы США. Поэтому стоит задуматься о смысле данной информации и вариантах дальнейшего развития событий. Предположим, что Генпрокуратура РФ, расследовав обстоятельства признания независимости Латвии, Литвы и Эстонии в сентябре 1991 года, вынесет вердикт о его незаконности. Какие практические последствия такое решение повлечет за собой? Что, Россия поставит этот вопрос перед ООН и/или другими международными организациями? Скорее всего, нет. Потому что это бессмысленно: такие вопросы решаются не силой права, а правом силы. Редкие исключения – типа расчленения Чехословакии после Мюнхенского сговора 1938 года — только подтверждают это правило. Что, Россия двинет свои войска к Вильнюсу, Риге и Таллину? Тем более нет – это вопрос новой войны в Европе, которая на руку только «вашингтонскому обкому», где спят и видят, как они в третий раз подряд, после 1914 и 1939 года, нагрели конкурентов из Старого Света. Тогда что – фиксация своей политической позиции наподобие того, как это делал Вашингтон в период 1940-1991 годов, признавая вхождение прибалтийских республик в состав Советского Союза де-факто, но не признавая его де-юре? Но для этого, наверное, надо иметь сверхустойчивую социально-политическую систему, которая вот уже полтора века существует в США и более трех веков – в Великобритании, но которая напрочь отсутствует в нашей стране, за последние 100 лет даже не дважды, а трижды менявшей свой имидж: в феврале 1917 года, когда прекратила свое существование Российская империя, в декабре 1922 года, когда на обломках империи после гражданской войны был создан Советский Союз, и в декабре 1991 года, когда СССР прекратил свое существование.

Амбиции без амуниции

Иными словами, решение Генпрокуратуры РФ о незаконности признания независимости трех прибалтийских республик в сентябре 1991 года будет вовсе не «абсурдом», как поспешили заявить лидеры этих государств, и даже не заявкой на их возвращение в состав России, то есть актом политической агрессии, пусть даже скрытой и отложенной на неопределенный срок. Все гораздо серьезнее: это будет заявкой на статус России как долговременного «центра силы» глобального масштаба, что пока, видимо, не подкреплено ни экономической, ни военно-политической, ни идеологической мощью соответствующего объема и качества. Может быть, какие-то невидимые предпосылки для такой заявки и есть, но без них такое решение – или недомыслие, или провокация, «амбиции без амуниции». Ни то, ни другое чести нашей «властной вертикали» не делает. Впрочем, Генпрокуратура, рассмотрев данный депутатский вопрос, может вынести и противоположное решение – что, наоборот, Госсовет СССР и Верховный Совет СССР, давшие в сентябре 1991 года «добро» на выход Латвии, Литвы и Эстонии из состава Советского Союза, были «белыми и пушистыми», все сделали по закону и по совести. Тем самым Россия пошлет отчетливый и внятный сигнал «вашингтонскому обкому» о своем «оммаже», то есть признает политический вассалитет по отношению к нему - вероятно, в обмен на признание «вашингтонским обкомом» нового политического статус-кво, включая проблемы Украины и Крыма. Шаг в нынешних условиях более чем реалистический, но вряд ли имеющий шансы найти понимание у западных лидеров, которые воспримут это как свидетельство слабости Кремля и усилят давление на него. Вряд ли в российском руководстве этого не понимают. Конечно, многое могла бы сказать информация об авторе или авторах данного запроса – в конце концов, все российские депутаты на виду и на слуху, их бэкграунд, включая биографии и политические взгляды, достаточно хорошо известен, так что вопрос «кому выгодно?» и «что делать?» в данном случае стал бы намного более прозрачным. Но пока никакой информации здесь нет, а потому ситуация очень похожа на «пробный шар», пущенный из Москвы исключительно в целях получения дополнительной актуальной информации о раскладе сил в Америке и Европе.  

Владимир Винников
Закрыть