Поиск
Лента новостей
Закрыть
Новости Сирии
Небензя: Мандат СМР может быть продлен после исправления фундаментальных недостатков
Общество
Духовный подвиг Сергия определил судьбу России
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Духовный подвиг Сергия определил судьбу России

    18:55  18 Июля 2014  /обновлено: 3:40  28 Октября 2015
    256

    «Уже семь веков жизнь преподобного Сергия восхищает и окрыляет, просветляет умы и сердца наши, открывает путь к вере, к утверждению любви и добра», — сказал на торжествах в честь 700-летия «игумена земли Русской» в Сергиевом Посаде 18 июля 2014 года президент РФ Владимир Путин. И это действительно так. Имя простого монаха по праву стоит в ряду величайших сынов России. Именно его духовный подвиг во многом определил дальнейшую судьбу нашей страны, да и всего мира. Житие святого Сергия, в миру — боярского сына Варфоломея Кирилловича, родом из Радонежа, отмечено особым почитанием Пресвятой Троицы, составляющим основу православной веры и православного бытия в целом. Не случайно основанная им монашеская обитель, с давних пор носящая имя Свято-Троицкой Сергиевой лавры, стала главным центром русского православия. Сергий Радонежский воплотил в своей личности удивительное, воистину божественное триединство непрестанного труда, в том числе физического, политической воли и духовного подвига. Когда мы говорим о трудах святого Сергия, мы должны иметь в виду не только то, что он сам практически постоянно, не покладая рук, трудился: строил кельи и храмы, носил и колол дрова, копал колодцы, возделывал землю, — нет, он создал такой тип монастырского общежития, который на несколько веков стал главным «хозяйственным кораблем» русской цивилизации. Не случайно учениками и последователями Сергия Радонежского только в конце XIV-начале XV веков, менее чем за сто лет, было создано более 400(!) монастырей, которые не только обеспечивали все нужды своих насельников, но были также независимыми центрами экономической жизни в округе суточного перехода (30-40 км) и даже более того. И не только экономической: монахи лечили людей и скот, обучали грамоте детей и взрослых, переписывали древние и создавали новые рукописи, устраивали поля и пастбища, проводили орошение и удобрение земли, занимались множеством иных, вроде бы мелких и неприметных, но необходимых дел, создающих понятие «цивилизации». Вплоть до Петра Первого и даже до Екатерины Великой Россия представляла собой, по сути, крепкую сеть из таких монастырей, медленно, но верно соединявших различные ранее земли в единое государство. Далеко не «отсталое» и не «темное», раз оно с честью противостояло не только «восточным», но и «западным» врагам, широко простершись по земле и пережив тяжелейшие, «несовместимые с жизнью» испытания. И, например, патриарх Гермоген, вдохновлявший русских на сопротивление польско-литовским захватчикам в Смутное время, был таким же чудным порождением созданной Сергием Радонежским государственной системы, как и князь Дмитрий Пожарский, и нижегородский купец Кузьма Минин, и тысячи, миллионы наших предков, да и мы сами — все мы, объединенные в «русский мир», в «большую Россию». Евангельская притча о сеятеле, который вышел сеять, и зерно его, упав на добрую почву, « принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» — рассказана о таких людях, как святой Сергий. Понятно, что эта материальная, трудовая основа русской цивилизации и русской государственности, привлекшей к себе многие народы Евразии, возникла не сама по себе. Что она была вдохновлена принципом мировой гармонии, воплощенным прежде всего в догмате о Пресвятой Троице и ставшим основой Святой Руси. Именно поэтому Сергий Радонежский благословлял князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, именно поэтому он непреклонно и твердо, не гонясь за земными почестями при жизни, отстаивал чистоту православной церкви, не идя ни на какие компромиссы в делах веры ни с Востоком, ни с Западом. До наших дней сохранился нательный золотой крест-мощевик, по преданию, присланный святому Сергию патриархом Константинопольским Филофеем в 1377 году. Внутри, по тому же преданию, находились мощи виленских мучеников, казненных литовским князем-язычником Ольгердом за исповедание православия в 1347 году, а в 1375 году канонизированных Константинопольским патриархатом. Тем самым патриарх Филофей как бы незримо укорял Сергия за неприятие тем утвержденных Константинополем для западных русских земель сначала «киевской» а затем и «галицкой» митрополии как альтернативных Москве религиозных центров Руси. Когда, благодаря таким датам, мы отрываемся от повседневной суеты и заново открываем для себя страницы истории, мировой и отечественной, нам невольно приходится удивляться тому, как всё повторяется в этом мире, как всё изменяется, оставаясь неизменным. Темник Мамай, который, не будучи по происхождению Чингизидом, стал претендовать на власть в Золотой Орде, был «хозяином» Крыма и Северного Причерноморья, он шел на Русь с юга, заручившись поддержкой не только работорговцев-генуэзцев, но и Ватикана. Этот поход готовился и вызревал не год и не два. С запада помочь ему должен был Великий князь Литовский Ягайло, также стремившийся не допустить объединения русских земель вокруг Москвы. Зажатая в такие клещи Московская Русь, казалось, была обречена на разорение и гибель. Но на Куликовом поле случилось «обыкновенное чудо»: войска Мамая были разбиты, а Ягайло, опоздавший к полю битвы, довольствовался тем, что разграбил московские обозы. Сегодня судьба России вновь решается через битву с Западом. И то, что Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил праздничное богослужение в честь преподобного Сергия в присутствии Владимира Путина, невольно побуждало к жизни аналогии с событиями, происходившими здесь шесть с лишним веков назад. Снова — черные вести, где идет война, где убивают русских людей только за то, что они — русские. Горят города, сходят с рельс поезда метро, терпят крушение самолеты. Кажется, что силы зла, обмана и насилия торжествуют победу. Но на их пути снова встает Россия — Россия Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, инока Пересвета и иконописца Андрея Рублева. Эта Россия сегодня праздновала — не только в Сергиевом Посаде, а в каждом сердце — 700-летие своего великого святого. И с этим праздником в сердце, несмотря на любые искушения, испытания и тяготы, наша страна будет творить свою историю дальше. Владимир Винников

    Автор: Алексей Громов
    Включить уведомления в Вк
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Читайте также
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях