Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Политика
Война правок: как Новороссия перекраивает украинскую конституцию

Война правок: как Новороссия перекраивает украинскую конституцию

16:11  9 Июня 2015  /обновлено: 1:39  27 Октября 2015
1317

Вечером 8 июня представители ДНР и ЛНР направили в контактную группу по урегулированию конфликта в Донбассе свои предложения по изменению конституции Украины. Что в действительности стоит за этими поправками? Одна из формулировок среди предложенных изменений уже вызвала пароксизм свидомой радости в киевской прессе. В ней говорится, что «отдельные районы с особым статусом» являются «неотъемлемой составной частью Украины». «Террористы отрекаются от России!», «Сепаратисты не желают больше отделяться!» — на все лады застрекотали украинские СМИ, предвещая очередную «перемогу». Так ли это? Действительно ли народные республики готовы отказаться от провозглашённого суверенитета и вернуться в состав государства, армия которого убивала их весь последний год? Что перед нами: очередной хитрый план или откровенный слив всего, за что боролись и умирали тысячи людей в Донбассе?

Донбасс требует конфедерации…

Если посидеть над донецко-луганскими предложениями с карандашом в руках, то станет ясно: в них нет вообще ничего, что выходило бы за рамки Второго минского соглашения, подписанного в феврале этого года Киевом и Донбассом при посредничестве России, Германии и Франции. Цель этих предложений — подготовить почву для выполнения пункта 11 «Минска-2», в котором прописана конституционная реформа на Украине до конца этого года. Ключевым элементом новой Конституции, согласно Минским соглашениям, должна стать «децентрализация с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов». Именно этими согласованиями и пытаются теперь заниматься переговорщики от Донбасса. Да, в их версии поправок к основному закону Украины действительно говорится о «неотъемлемой части» — было бы странно, если бы в рамках Минского процесса от дипломатов ДНР и ЛНР сейчас звучало бы что-то другое. Но, во-первых, сложнейшая ситуация в Донбассе вовсе не сводится к дипломатическим формулировкам участников контактной группы. А во-вторых, и это главное, суть заявленных поправок заключена вовсе не в констатации неотъемлемости, а в тех полномочиях и преференциях, которые ДНР и ЛНР собираются выбить себе из Киева на конституционном уровне — причём в полном соответствии с «Минском-2». О чём именно идёт речь? Весь комплекс конституционных поправок можно прочесть на сайте «Донецкого агентства новостей», мы же здесь выделим сущностные моменты. Итак, ДНР и ЛНР, позволяя называть себя отдельными районами в составе Украины, требуют для себя: — независимые избирательные комиссии, не подчиняющиеся Киеву; — финансовую самостоятельность, включая разработку своих бюджетов (притом, что социально-экономические расходы должен взвалить на себя украинский госбюджет); — трансграничное сотрудничество с Россией; — народную милицию, не подотчётную Киеву; — самоуправление по вопросам использования русского языка; — самоуправление по предпринимательской деятельности; — самоуправление по деятельности исполнительной власти, судов и прокуратуры; — назначение и проведение референдумов и выборов местных советов и глав всех населённых пунктов; — инициирование введения чрезвычайного положения; — заключение договоров с иностранными государствами или их административно-территориальными единицами; — установление ставок местных налогов и сборов. Кроме этого, в поправках указана неприменимость в Донбассе ряда украинских конституционных норм, например, об органах государственного управления, подчинённых Киеву. Наконец, практически любые вопросы общегосударственного уровня Донбасс желает решать с центральными властями на основе отдельных соглашений с Кабмином и министерствами. Называть эти предложения можно как угодно. Но, по сути, в случае принятия донецко-луганских поправок, Украина превратится даже не в федеративное, а конфедеративное государство. Поэтому, без сомнения, Киев с порога отвергнет предложения от Донецка и Луганска, иначе на следующий день такие же полномочия могут потребовать себе и другие украинские регионы — с «немного предсказуемым» результатом.

…А Киев хочет войны

Впрочем, сейчас куда актуальнее другой вопрос: готов ли Киев вообще воспринимать представителей ДНР и ЛНР в качестве субъектов переговорного процесса. Судя по последним событиям в контактной группе — отставке Хайди Тальявини и демаршу представителя России Азамата Кульмухаметова, скандально покинувшего недавнее заседание, — киевская сторона неожиданно для всех торпедировала весь Минский процесс. Переговоры зашли в тупик, поскольку Киев больше не желает сидеть с переговорщиками от Донбасса за одним столом. Об этой новой переговорной тактике Киева стало известно ещё в конце мая, когда Пётр Порошенко и Арсений Яценюк один за другим произвели пару весьма показательных вбросов. Первый из них заявил: «Мы будем вести диалог с Донбассом, но с другим Донбассом, украинским». Второй развил эту мысль: «Мы будем общаться только с легитимными представителями этого региона, мы хотим провести там легитимные выборы» — и добавил, что с властями ДНР и ЛНР Киев будет разговаривать «только тогда, когда они будут за решеткой». А уже 6 июня, выступая в столице Украины на мероприятии «Донбасс Медиа Форум», американский посол Джеффри Пайетт фактически солидаризировался с украинским руководством, заявив, что Киев должен вести переговоры лишь «с легитимными представителями местной власти» в Донбассе. И произойти они могут исключительно «после выборов, которые, согласно Минским соглашениям, должны пройти по украинскому законодательству». Такая неприкрытая поддержка Киева со стороны США ясно даёт понять, кто именно инициировал новую украинскую переговорную тактику. При этом позиция Киева и слова Пайетта прямо противоречат букве Минских соглашений. Ведь в последних говорится о том, что выборы в Донбассе могут состояться лишь после принятия закона о местном самоуправлении, да и то лишь по согласованию с представителями «отдельных районов», то есть ДНР и ЛНР. Однако в уже подготовленный закон Порошенко, как известно, внёс принципиальные изменения, по которым в Донбассе сначала должны сложить оружие ополченцы, а затем пройти выборы по украинским законам. Но зачем Киеву и Вашингтону срывать «Минск-2», коль скоро в его положениях говорится о возвращении Донбасса в состав Украины? Теперь, после предложений ДНР и ЛНР о поправках в украинскую конституцию, ответ на этот вопрос прояснился. Чем возвращать Донбасс на конфедеративных условиях, Киеву, право слово, было бы выгоднее вообще отрезать от себя проблемный регион и не кормить из госбюджета территорию, на которой де-факто не будут действовать киевские законы. Поняв, что с «Минском-2» им ничего не светит, Украина и США задались новой целью — показать всему миру, что именно Россия и её «сателлиты» в лице республик являются главными виновниками срыва Минских соглашений. И ставки в этой игре касаются уже не будущего Донбасса, а, ни много ни мало, будущего России. Одной рукой коллективный Запад в лице «Большой семёрки» только что ещё раз увязал отмену антироссийских санкций с полным и скрупулёзным выполнением Москвой всех без исключения пунктов «Минска-2». Другой же рукой, через кровавые провокации и резкое обострение ситуации вокруг Приднестровья, США посредством Украины всеми силами пытается втянуть Россию в войну — если не в Донбассе, то теперь уже под Одессой. И как только это случится, наша страна тут же получит новую порцию санкций и эмбарго, а Киев, поддержанный западным военно-политическим потенциалом, окончательно развяжет себе руки. Проблема в том, что Приднестровье — это особый случай. В нём проживает порядка 200 тысяч граждан России, поэтому Москва просто не может бросить его с той же «лёгкостью», с какой она позволяет себе говорить о территориальной целостности Украины и Донбассе как её неотъемлемой части. Российское политическое руководство не может допустить прямой военной агрессии против ПМР и вряд ли готово смириться с «мирным» затягиванием петли вокруг этой республики в виде полной блокады со стороны Украины и Молдавии. Ведь цена вопроса здесь — уже не экономические санкции, а внутриполитическая стабильность в России и состоятельность её верховной власти. Всё говорит о том, что развязка близка. Будущее Донбасса будет определяться не в Минске и даже не в Нормандии, а, весьма вероятно, на предстоящем поле боя где-то на берегах Днестра и среди одесских лиманов. Киев делает всё, чтобы война состоялась. Раз так, война не может не произойти.

Илья Вахлаков
Закрыть