Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Дагестанские маршрутки: особенности национального вождения

Дагестанские маршрутки: особенности национального вождения

11:32  17 Июля 2014  /обновлено: 3:47  28 Октября 2015
1159

В связи с резким увеличением в последние годы количества машин, современные города, дороги которых проектировались десятки лет назад, стали задыхаться от транспортных проблем. Эта тенденция коснулась не только городов-миллионников – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга… С похожими проблемами ежедневно сталкивается, например, столица Дагестана Махачкала, население которой по количеству несоизмеримо, например, со столичным – около шестисот тысяч человек. О проблемах республики Дагестан, связанных с транспортом, корреспонденту Федерального агентства новостей рассказал президент республиканской общественной организации «Комитет защиты прав потребителей» Хаджимурад Даниялов.   Маршрутки: быстро, дешево и опасно Как и во многих других российских городах, для Махачкалы одна из самых актуальных проблем – ситуация с общественным транспортом. Во многих городах «правят бал» неоднократно критиковавшиеся маршрутки. Махачкала – не исключение. "Общественный транспорт – это один из самых наболевших и актуальных вопросов для нашего города, - отметил Хаджимурад Даниялов. – Для перевозки населения, кроме маршрутных такси и нескольких городских троллейбусов, другого вида транспорта уже не существует. Поэтому требования к маршруткам очень серьезные, но во многих случаях действительность не соответствует предъявляемым требованиям. Я приведу несколько примеров: общественные «Газели» – это транспорт 13-местный, но путем искусственного добавления туда сидячих мест количество мест доведено до 15-ти, а то и до 16-ти. Это может быть чревато серьезными последствиями при различных аварийных ситуациях, поскольку в этом случае не все люди смогут покинуть транспорт. Из-за увеличения количества посадочных мест задний аварийный выход почти всегда перекрыт сидениями. Это то, на что надо в первую очередь обратить внимание. Второе. «Газели» по своим техническим параметрам могут использоваться по назначению, то есть для перевозки пассажиров, в течение пяти лет со дня выпуска. Но таких «Газелей» раз-два и обчелся, в основном, машины работают по десять и более лет. По сути, все эти «престарелые» маршрутки по их техническим параметрам просто нельзя допускать к перевозке пассажиров. Поэтому и возникают аварийные ситуации, постоянные недоразумения. Следующая проблема наших маршруток – это проблема топливных систем. Действующие системы очень опасны, поскольку на наших «Газелях» они находятся спереди. При лобовом ударе несертифицированные топливные системы могут вспыхнуть, произойдет пожар, отключится электроника, а так как водители обычно переделывают двери на автоматическое открывание и закрывание, люди будут заблокированы. И вообще, я не понимаю, каким образом наши маршрутки проходят технический осмотр. Почему, невзирая на недостатки, о которых я говорил, они допускаются к перевозке пассажиров. Это вопрос очень серьезный, который требует внимания высших органов государственной власти республики Дагестан. Потому что тут идет речь о жизни и здоровье людей, которые пользуются этим транспортом. А сегодня из-за отсутствия иного общественного транспорта у людей практически нет выбора – те два-три троллейбуса, которые сегодня еще ходят по Махачкале, – они не делают погоды в деле перевозки пассажиров". Извечный вопрос: что делать? По мнению Хаджимурада Даниялова, «аппетиты» маршруточников надо постепенно ограничивать, предоставляя преференции «нормальному» городскому транспорту. Для этого, по мнению главы комитета защиты прав потребителей, необходимо создать в Махачкале выделенные полосы для муниципального транспорта, как уже сделано во многих больших городах. "На наш взгляд, на таких крупных магистральных линиях, как улица Гаджиева, проспекты Акушинского, Дахадаева, Калинина и другие, должны быть организованы выделенные транспортные линии. Сейчас маршрутки ездят по всем трем полосам и нередко для посадки и высадки пассажиров останавливаются на второй и даже третьей полосе, что очень опасно и чревато серьезными последствиями. Водитель транспорта, идущего сзади, может не успеть среагировать, и человек попадает под машину", - говорит глава общественной организации. По словам Хаджимурада Даниялова, на городских улицах нового транспорта не заметно. "Я не видел ни одного нового автобуса", - отметил он. [video width="1280" height="720" mp4="http://riafan.ru/wp-content/uploads/2014/07/transport.mp4"][/video] При этом защитник прав потребителей добавил, что всё-таки кое-какие подвижки есть, однако они слишком медленные и малозаметные. "Сейчас уже сняты с производства те «Газели», которые в основном ездят по нашим улицам, выпускаются новые более современные модели, с увеличенным количеством посадочных мест. Мы считаем, что необходимо потребовать от перевозчиков, чтобы они заставили своих водителей привести транспорт в порядок в соответствии с нормативными документами обеспечения безопасности перевозки пассажиров. С большим трудом нам удалось добиться установки фиксированных остановок на основных городских магистралях, но ни одна маршрутка не соблюдает порядок. Они привыкли останавливаться по требованию пассажиров. А этого не должно быть, это опять-таки чревато последствиями для пассажиров. Сколько угодно примеров, когда человек, которому надо выйти из маршрутки, говорит водителю: «остановись» за 20-30 метров до желаемого места высадки. Но это же ненормально", - говорит он. По словам Даниялова, аварии по вине водителей маршруток в городе – не редкость. К счастью, до серьезных ДТП дело обычно не доходит. "Мелкие аварии - не редкость, но серьезных, к нашему счастью, единицы. На моей памяти была серьезная авария как раз по вине топливных систем, о чем я уже говорил. Тогда сгорела маршрутка, но там всем удалось из нее быстро вылезти. Но пожар вспыхнул", - отмелит Даниялов. Доехать до родственников на селе – не проблема Корреспондент ФАН спросил у Даниялова, есть ли в республике проблемы с транспортным сообщением с отдаленными селами. Оказалась, эта проблема, в общем, решена, правда за счет всё тех же пресловутых маршруток. "С этим проблем в республике нет, - ответил он. - Даже в дальние районы, допустим в Хунзахский район, начиная с раннего утра и до четырех часов дня маршрутки оттуда идут. За день где-то четыре маршрутки едет в Махачкалу. Отсюда то же самое". Частные бомбилы и дотационные поезда Проблема частного извоза, по мнению Даниялова, должна больше интересовать ГАИ. "И решить эту проблему можно только своими силами. Всё это достаточно сильно и повсеместно у нас укоренилось. Это можно привести в порядок", - отметил он. По словам главы комитета защиты прав потребителей, не всё гладко в республике и с железнодорожным сообщением, но эти проблемы за счет местного бюджета не решить: Дагестан – регион дотационный, нужна помощь Москвы. "У нас ходят только поезда только дальнего следования, да больше и некуда ездить. Поезд ходит из Махачкалы только в Дербент, больше нету, и быть не может – в горные районы поезда не пойдут. У нас возможности железнодорожного сообщения ограничиваются горами. Другое дело, нам остро требуется обновление подвижного состава. У нас очень старые вагоны, давно отжившие свой век и неоднократно проходившие капитальный ремонт. Есть, конечно, и новые, но их очень мало. Но республика сама не осилит эти вопросы, мы, во многом, на дотациях РФ", - отметил глава общественной организации. Степан Яцко

Алексей Громов