Поиск
Лента новостей
Закрыть
Весь мир
Сирия: один из главарей ИГИЛ в Дейр эз-Зоре бежал на подконтрольные курдам территории
Общество
Не выходи из комнаты: к «нобелевскому тунеядцу» можно зайти и ночью
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Не выходи из комнаты: к «нобелевскому тунеядцу» можно зайти и ночью

    21:09  24 Мая 2015  /обновлено: 2:44  27 Октября 2015
    212

    Иосифу Бродскому – 75. Юбилей поэта, когда-то преследуемого, гонимого, вынужденного бежать, никогда больше не увидевшего обожавших его родителей – отмечается весьма пышно и на вполне государственном уровне. Фильм о юбиляре в прайм-тайм на Первом канале, разговоры, что дескать пора вслед за улицей Высоцкого подумать о внесении в московскую топонимику имени Бродского (не спрашивайте – почему московскую, а не петербургскую…) Ну и конечно главное событие – открытие в Санкт-Петербурге (увы, всего на один день) музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты», чтобы затем его вновь закрыть для дальнейшего ремонта. Корреспонденты Федерального агентства новостей в этот день вместе с петербуржцами прошли по коммунальной квартире, из которой Бродский, проживший в ней три десятилетия (за вычетом времени ссылки) уехал в изгнание, чтобы уже никогда не вернуться в родной город. Видать, Бродский так и не смог простить, как его родителям на каждую попытку получить разрешение на выезд с мелочной мстительностью отвечали: считаем это нецелесообразным. Оказалось, чтобы воспользоваться возможностью в день рождения поэта посетить знаменитые «Полторы комнаты», нужно было отстоять не меньше шести часов – очередь начиналась от Литейного проспекта, огибала Дом Мурузи по Пестеля и шла до конца здания уже по улице Короленко, с которой был организован временный вход для посетителей. (В будущем вход в музей будет осуществляться с улицы Пестеля, по черной лестнице со двора, хотя во времена Бродского жильцы квартиры заходили в подъезд с Литейного проспекта и пользовались парадной лестницей. Причины этого известны – давний спор с соседкой Бродских, результатом чего стал компромисс с разделом коммунальной квартиры). О музее Иосифа Бродского корреспондент ФАН побеседовал с главным хранителем Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Ириной Ивановой. («Полторы комнаты» - филиал Музея Ахматовой). - Мы открылись только на один день, - рассказала Ирина Иванова. - Это еще даже не музей, это только первый шаг к музею. Нам еще предстоит решить много проблем – и финансового, и бытового, и психологического плана. Это пока самое-самое начало. Это первый шаг, и мы его сделали. На самом деле первым посетителям, которые придут в это музейное пространство, очень повезло. Потому что они придут в подлинную коммунальную квартиру, с продавленными полами, с ободранными стенами, которые сохранили какой-то дух времени и пространства. Там пока нет подлинных вещей, там только звучит голос Бродского. Это образ, метафора знаменитых «Полутора комнат», созданный нашим петербургским художником Сергеем Падалкой. Впереди еще большой ремонт, который конечно сильно преобразит это пространство. Строители пришли сюда только 10 марта, а ушли за четыре дня до открытия экспозиции. - Столько людей хочет попасть в музей – есть ли шанс у тех, кто сейчас в конце очереди? - Да, конечно есть. Примем всех. Мы будем работать до последнего посетителя, и готовы принять всех. Мы готовы работать и ночью. - Вы ожидали, что будет такое паломничество? - Да, мы этого ожидали. Мы постоянно видим огромный интерес к Бродскому. - Может быть такой ажиотаж связан со слишком затянувшимся ожиданием? Ведь музея ждали чуть ли не 16 лет… - Я думаю, и 16 лет назад была бы такая же очередь – интерес к Бродскому никогда не угасал. - Не могу не спросить, как вы относитесь к заявлениям некого «Национального комитета +60», что, мол, музею «тунеядца» Бродского не место в Петербурге? - Я, к счастью, далека от всего этого. Но сегодня мне процитировали это «заявление». Там была замечательная формулировка – «нобелевский тунеядец». Готова простить за эту формулировку многое, - засмеялась главный хранитель музея Ахматовой. Подробнее о том, что предстало глазам счастливчиков, которым удалось посетить «Полторы комнаты», читайте в репортаже Федерального агентства новостей ««Полторы комнаты» Бродского распахнули двери на один день». Надо сказать, зрелище очереди, стоявшей к Бродскому, было не менее волнующим, чем «содержимое» музея. Милые интеллигентные лица, как выяснилось, много москвичей, специально приехавших на открытие музея. И очень много молодежи. Как-то неожиданно получилось, что стихи Бродского (во всяком случае ранние и написанные в первое десятилетие после эмиграции) стали частью современной молодежной культуры – поэтому значки с надписью: "Тунеядец" и «Не выходи из комнаты» расходились бойко. Бродского давно уже подрастаскали на цитаты: «Если выпало в империи родиться…», «Но ворюга мне милей, чем кровопийца», ставшее молодежным мемом уже упомянутое «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», превратившееся в трюизм «На Васильевский остров я приду умирать…». Возможно, самого поэта такая слава, скорее, удивила бы. Не факт, что его порадовала бы и идея создания музея в тех самых «Полутора комнатах», которые для него всё-таки были скорее неким нематериальным воспоминанием. Но, судя по наметкам будущего музея, создателям экспозиции, благодаря деликатности и художественному чутью, удастся не свалиться в юбилейный глянец, а сделать пространство, близкое по атмосфере к Фонтанному дому – а значит у музея Бродского есть все шансы в будущем стать точкой притяжения питерской и не только питерской интеллигенции.  

    Автор: Елена Янкелевич
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях