«Золотую маску» обвинили в русофобии и надругательстве над классикой

«Золотую маску» обвинили в русофобии и надругательстве над классикой

23.05.2015 18:48
1354

Известный российский театральный и кинорежиссер, художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников обвинил представителя Минкульта в «жестком наезде» на ведущих российских режиссеров. В заметке в Facebook«Привет с Родины» Серебренников пишет: «Тем временем - жесткий "наезд" госчиновника на Додина Л.А., на Фокина В. В., на Женовача С.В. и на других выдающихся российских режиссеров, лауреатов "Золотой маски" последних лет. "С кем вы, мастера культуры?" - спрашивают у них. Как культурно и без перехода на личности ответить чиновнику?» - размышляет режиссер, приводя фрагмент выступления первого заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова. 21 мая, находясь в Туле, Аристархов выступил перед руководителями федеральных учреждений культуры по поводу реализации Основ культурной политики Российской Федерации. В этом выступлении замминистра подверг резкой критике знаменитый театральный фестиваль «Золотая маска», обвинив его организаторов в «безнравственности» и «русофобии». «Есть некий театральный фестиваль, который из года в год системно поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно, провоцируют общество, очевидно, содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны, и сознательно выходят за нравственные рамки», - заявил заместитель Владимира Мединского. Далее фестиваль был поименован – и не просто поименован. Театральным деятелям было, фактически, брошено обвинение, отдающее даже какой-то литературщиной – дескать, эти самые деятели под маской, под «Золотой маской» «протаскивают чуждые нам ценности». «Когда классика сводится к грубым инстинктам, когда под флагом права на интерпретацию мы видим не классику, не Пушкина, Гоголя и наших других великих драматургов, мы видим, что под маской, что под «Золотой маской» классики протаскивают чуждые нам ценности, я имею ввиду «Золотую маску», если непонятно кому», - заклеймил Аристархов знаменитый на весь мир театральный фестиваль. Вывод? – для начала лишить «вредителей» государственной поддержки. «Имеет ли право государство поддерживать данный фестиваль в том виде, в котором он имеется? Наверное, не имеет. … Если бюджет фестиваля состоит на 80% из негосударственных, из сбербанковских, что тоже самое, что из государственных средств, наверное, мы вправе требовать, чтобы люди за эти деньги нам не вредили. Это нормальная, правильная позиция, из которой мы будем исходить», - отметил заместитель министра. Далее зам. Мединского вспоминает знаменитый памфлет Максима Горького «С кем Вы, мастера культуры?». Этот вопрос Аристархов адресует и нынешним деятелям культуры. «В свете вышесказанного наверное, актуальным становится вопрос, который задавал один деятель: «С кем Вы, мастера культуры?» - который мы с вами должны задать тем, кто считает себя деятелем культуры. С народом или против народа?» - спрашивает первый заместитель главы Минкульта. Для справки. 22 марта 1932 года газеты «Правда» и «Известия» напечатали знаменитую статью-памфлет Максима Горького «С кем вы, мастера культуры? Ответ американским корреспондентам». В этой статье Горький, фактически, заклеймил тех, кто утверждал, что искусство может быть надклассовым, не вовлеченным в политическую конъюнктуру, не обслуживающим правящий класс. Подчинитесь рабочему классу, деятели культуры, если хотите выжить – недвусмысленно заявлял «Буревестник революции». «Вы, интеллигенты, мастера культуры, должны бы понять, что рабочий класс, взяв в свои руки политическую власть, откроет перед вами широчайшие возможности культурного творчества. Посмотрите, какой суровый урок дала история русским интеллигентам: они не пошли со своим рабочим народом и вот разлагаются в бессильной злобе, гниют в эмиграции. Скоро они поголовно вымрут, оставив память о себе как о предателях», - предупреждал Горький. (Впрочем, это писалось еще до начала массовых репрессий, во время которых советских деятелей культуры и искусства не спасали ни пролетарское происхождение, ни создание идеологически выдержанных произведений…). «Итак, как бы вы ответили на этот вопрос – «С кем вы, мастера культуры?» - спрашивает сегодняшних творческих деятелей и Кирилл Серебренников. «Совок вернулся…», - невесело отвечают пользователи Facebook. Напомним, еще недавно бушевали страсти по поводу новосибирского «Тангейзера», который был фактически принесен в жертву «возмущенной общественности», обнаружившей в оперной постановке «оскорбление чувств верующих». Ранее были громкие скандалы с «наездами» неких называющих себя православными граждан на спектакли МХТ и т.д. Все эти истории еще свежи в памяти. А что касается нынешних претензий Аристархова по поводу «искажения» классики, то эта тема тоже, увы, не нова… Для справки напомним, например, как, предположительно, по приказу идеолога КПСС Михаила Суслова была зарублена уже готовая постановка «Пиковой дамы» на сцене знаменитого парижского Гранд-Опера, которую осуществлял знаменитый советский режиссер Юрий Любимов. В 1978 году народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис опубликовал в «Правде» «открытое письмо» под названием «В защиту «Пиковой дамы». В этой статье, которая была по сути публичным доносом, Жюрайтис обрушился на еще незавершенную еще постановку оперы Чайковского «Пиковая дама» в парижском Гранд-Опера. Постановку осуществлял худрук Театра на Таганке Юрий Любимов, музыкальную обработку музыки Чайковского делал знаменитый композитор Альфред Шнитке, дирижером спектакля был маэстро Геннадий Рождественский. В статье Жюрайтиса, которая вышла накануне генеральной репетиции, говорилось буквально следующее: «Разве позволительно советским гражданам устраивать средневековое аутодафе над обожаемым советским народом, любителями музыки всей земли Чайковским, выступая в роли инквизиторов? Разве пристойно предавать нашу святыню ради мелких интересов дешевой заграничной рекламы… Это преднамеренная акция разрушения памятника русской культуры…. Не проявили ли соответствующие организации попустительство этому издевательству над русской классикой?.. Все, кому дорого великое наследие русской культуры, не могут не протестовать против безнравственности в обращении с русской классикой и не осудить инициаторов и участников издевательства над шедевром русской оперы». (Злые языки поговаривают, что Жюрайтис, который в это время сам был на гастролях в Париже, то ли украл партитуру «Пиковой дамы», то ли без спросу взял забытый кем-то клавир. На основании подсмотренного руководитель Большого театра якобы и написал разгромную статью-донос). Последствия публикации этой статьи были таковы: Юрия Любимова обвинили в «извращении» отечественной классики, за это его просто не выпустили из Москвы в Париж на генеральную репетицию. Постановка оперы была сорвана, разразился международный скандал, следствием которого стал бойкот Западной Европой всех официальных культурных мероприятий Советского Союза. И еще маленькая справка. Что касается заместителя главы Минкульта РФ Владимира Аристархова, то по информации из открытых источников, он окончил экономический факультет МГУ, а в 2002 году получил дополнительное образование в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации по специальности «Управление государственными финансами».  

Елена Янкелевич
Художник Павленский сбежал из России и просит убежища во Франции
Закрыть