Лента новостей
Поиск
loop
Россия
Российской Арктике нужен прорывной закон

Российской Арктике нужен прорывной закон

10:16  19 Мая 2015
584

Российской Арктике нужен прорывной закон

Участники экспертного совета по Арктике и Антарктике при верхней палате обсудили концепцию закона об арктической зоне России. Корреспондент Федерального агентства новостей узнал, что ожидают от будущего закона на международном, федеральном и муниципальном уровнях.

Еще один закон?

Заведующий кафедрой международного права МГИМО Александр Вылегжанин призвал составителей законопроекта задуматься о цели закона. «Нам нужен очередной закон для галочки или прорывной акт? В практическом плане у нас есть какая-то база. Например, для арктического шельфа или транспорта - свои федеральные законы. Есть нормативный акт о Северном морском пути. Но почему в период СССР рыболовный флот занимал первое место в мире, а морской торговый флот - шестое? Почему сейчас эти результаты на порядки ниже?» По мнению эксперта, будущий закон должен повлиять на экономический суверенитет страны: «Возьмем даже выгрузку рыбы. Мотивированы ли капитаны выгружать ее в наших портах? Если сравнить наше и канадское законодательство, – чудовищная разница. Но бог с ней, с Канадой. Даже ряд африканских государств поощряют выгрузку в свои национальные порты. И они завалены рыбой! А у нас? Хорошо, что ли?" Вылегжанин отметил, что разработка шельфа Канады или США никогда не будет рассматриваться в Стокгольме. "А многие вопросы по разработке российского шельфа обсуждаются именно там», - подчеркнул он. По мнению Вылегжанина, закон может значительно повлиять на положение России в мировой экономике. Арктический закон повлияет на экономическое положение России Арктический закон повлияет на экономическое положение России

Регионы ждут

Как отметил сенатор Игорь Чернышенко, в предыдущих черновиках нормативного акта так и не был указан орган, регулирующий действие закона в Арктике: «У нас не два и не три варианта арктического закона. Первые проекты были вынесены 15 лет назад. Но этот документ актуален до сих пор». По словам Чернышенко, спешно принимать закон не стоит – отдельные сферы жизни в Арктике регулируют отраслевые федеральные законы: о стратегическом планировании, о шельфе, о недрах и т.д. По мнению сенатора, делать рамочный закон, который будет отсылать к предыдущей нормативной базе – слишком поспешное решение: «Регионы будут ждать конкретной реализации этого документа, а мы дадим им какие-то теоретические определения».

Бизнесу нужны точные ориентиры

С точки зрения регионов проблему осветил мэр Норильска Олег Курилов. Градоначальник пожаловался на разные формулировки в проекте: «Нужно точно указать, кто именно попадает в арктический регион. Сейчас кто пролоббирует свою территорию, тот и попадает». В четких формулировках заинтересованы муниципалитеты и предприятия, уверен Курилов: «Бизнесу нужны гарантии». Мэр Норильска беспокоится за средний и мелкий бизнес:«Так сложилось, что у нас в регионе, в основном, моногорода. Мелкий и средний бизнес должен понимать, как развиваются территории, чтобы рассчитывать свое развитие». Идет обсуждение нового закона Идет обсуждение нового закона

Экономика Арктики требует защиты

Если федеральный закон, регулирующий арктическую зону Российской Федерации, будет очередным рамочным документом, не несущим конкретики, то работа над ним ведется зря, - считает председатель социально-экономической секции экспертного совета по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Александр Пилясов. Директор Центра экономики Севера и Арктики в беседе корреспондентом Федерального агентства новостей высказал ряд пожеланий к черновикам законопроекта. Эксперт отметил важность устойчивого развития региона. «В последнее время эта тема затухает. Считается, что в условиях изменений климата, политической и экономической ситуации говорить об устойчивом развитии - двусмысленно. Говорят о резистивности, об устойчивости, а о развитии молчат». Александр Пилясов полагает, что нормативный акт должен регулировать жизнь в арктической зоне вплоть до муниципального уровня: «Сейчас есть соответствующая глава, но должно быть мощнее прописано. А то товарищи из Вашингтона подбрасывают проект, как управлять береговой зоной – coastal zone management, а у нас и понятий таких нет». По мнению специалиста, в проекте указано много вопросов, «жизнью уже снятых». «Например, как нам нарезать границы? Они для климатологов одни, для социологов другие, для экономистов третьи. И их нельзя мешать!». Пилясов предлагает создать определенные критерии городов, подпадающих под определение «Арктика». Это нужно для управленческих целей. «Но если вписывать в требования только приморские или оборонные города, то бедная Воркута не попадет, например», – разводит руками эксперт. Член экспертного совета обратил внимание на необходимость связи законопроекта с корпоративным правом. «У нас компании работают в Арктике, а в законе не определены крупные игроки – есть только мутные «юридические лица». Но нельзя игнорировать те же «Роснефть» и «Газпром», которые там давно функционируют», – полагает Пилясов. Он отметил, что экономическая часть законопроекта проработана хуже многих других глав: «Вот экологическая глава проработана. А как регулировать экономическую политику? Такой главы нет». По мнению эксперта, его коллеги по совету должны поддержать идею конкретного законопроекта: «Уже есть основы государственной политики в Арктике, госпрограмма и стратегия. Прорывной документ пока только один – стратегия. Мое пожелание – чтобы федеральный закон был таким же прорывным документом». Все замечания по законопроекту участники экспертного совета должны внести до 15 июня. Обсуждение планируется продолжить в конце июня уже с участием представителей регионов.  

Владимир Карпухин
Новости партнеров
mediametrics