Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Происшествия
День в день: почему авария «Протона» повторилась год спустя

День в день: почему авария «Протона» повторилась год спустя

18:14  16 Мая 2015  /обновлено: 3:21  27 Октября 2015
847

Ракета-носитель «Протон-М» с мексиканским спутником на борту потерпела сегодня аварию из-за сбоя в работе двигателей третьей ступени. Очень похожая авария с аналогичной ракетой произошла 16 мая 2014 года. Федеральное агентство новостей собрало самую полную на данный момент информацию о происшествии. «Протон-М» был запущен сегодня с космодрома Байконур около 9 утра по Москве. Примерно через 500 секунд после старта, когда ракета находилась на высоте около 160 км (номинально это уже космос), в центр управления перестали поступать телеметрические данные. После этого произошло аварийное отключение двигателей третьей ступени – примерно за минуту до отделения разгонного блока, который должен был вывести спутник MexSat-1 на орбиту. 5,4-тонный спутник должен был в течение порядка 15 лет использоваться для предоставления услуг связи в Мексике и Центральной Америке. Более подробной информации об этом аппарате найти не удалось, но, судя по названию и уровню развития мексиканской космической отрасли, это вполне мог быть их первенец. Следующий спутник MexSat-2 выведет на орбиту уже американская ракета – мексиканцы решили не класть все яйца в одну корзину и, учитывая произошедшее, поступили правильно. Как сообщается в пресс-релизе Роскосмоса, «третья ступень, разгонный блок и космический аппарат практически полностью сгорели в атмосфере». Некоторые обломки все же могли достичь земли (предположительно – на территории Забайкальского края), но пока информации об этом не поступало. По данным МЧС, никакой угрозы населению и объектам гражданской и промышленной инфраструктуры нет. Кроме того, теоретически в атмосферу могли попасть токсичные остатки топлива, но и они, вероятнее всего, сгорели в ее плотных слоях. О произошедшем уже доложили Владимиру Путину. Завтра начнет работу межведомственная аварийная комиссия, которая рассмотрит причины сбоев и выработает соответствующие решения. До появления официальных версий свои предположения журналистам озвучивают различные неназванные источники из аэрокосмических кругов. В качестве возможных версий фигурируют отказ рулевых двигателей третьей ступени, их слишком раннее включение и проблемы на этапе их сборки. Предыдущая авария «Протона-М», произошедшая, как уже говорилось, ровно год назад, была связана как раз с отказом рулевого двигателя (тоже третьей ступени) на 545-й секунде полета. В результате этого, как и в сегодняшнем случае, разгонный блок со спутником не успел отделиться от носителя. При этом причиной сбоя двигателя назывались нарушения при его сборке. Опрошенные РИА Новости депутаты рассуждают в основном о системных проблемах в отрасли, вызванных экономической «ямой» 90-х, кадровым голодом, недостатками в выстраивании технологической цепочки и нехваткой финансирования. Похожие версии озвучивают и многие пользователи Интернета – в основном, на обывательском уровне. В КПРФ предлагают устроить проверку на коррупцию. А вот депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев выдвинул конспирологическое предположение о диверсии, возможно, спонсируемой из-за рубежа. К такому выводу его подтолкнуло «подозрительное» совпадение нынешней аварии с недавним крушением космического «грузовика» «Прогресс». Действительно, участившиеся аварии с космическими аппаратами, даже если не брать в расчет «происки врагов», не могут не вызывать беспокойства. В целом статистика запусков довольно позитивная: если брать «Протоны-М», то с момента начала их эксплуатации в 2001 году был осуществлен 91 запуск, из которых лишь 5 (включая сегодняшний) стали аварийными, и еще в стольких же фиксировались нештатные ситуации. Однако с кризисными явлениями в современной российской космонавтики справиться пока не удается. Российским властям стоит поторопиться с реформами отрасли, поскольку промедление наносит стране колоссальный репутационный ущерб. Так, после потери мексиканского спутника (который, к слову, был традиционно застрахован, но это не меняет дела) потенциальные клиенты Роскосмоса будут ждать улучшения ситуации, убеждены эксперты. Скорее всего, придется провести демонстрационный пуск с российским аппаратом, после которого пошатнувшееся доверие может быть несколько восстановлено. В январе стало известно, что Роскосмос продал пять пусков «Протона-М» на этот год и приступил к формированию заказов вплоть до 2017 года. Антиреклама в виде увеличения аварийности явно не способствует привлечению иностранных заказчиков, которым, в общем-то, есть из чего выбирать – особенно учитывая медленно, но верно набирающую обороты частную космонавтику в США. Такими темпами Россия просто растеряет всех покупателей.

Андрей Величко
Закрыть