Лента новостей
Поиск
loop
Политика
Тяжба за "Мистрали": нужны Парижу деньги, селяви...

Тяжба за "Мистрали": нужны Парижу деньги, селяви...

14:03  15 Мая 2015
4655

В стремительно превращающейся в фарс истории сделки по кораблям «Мистраль» начались предметные разговоры о расторжении контракта, с конкретными суммами отступных. Каковы позиции сторон в этом вопросе и что, вероятнее всего, ждет злополучные вертолетоносцы, выясняло Федеральное агентство новостей.

Утром деньги – вечером «Мистрали»

Французские власти направили в Россию письменные предложения, касающиеся условий разрыва ранее заключенного контракта на строительство двух десантных вертолетоносцев для российского ВМФ. В них, в частности говорится о том, что Франция готова компенсировать заказчику около 785 млн евро, но только в обмен на разрешение о продаже кораблей третьей стороне. Кроме того, французы намерены поровну разделить все затраты на демонтаж уже установленного российского оборудования. Об этом сообщил «Коммерсант» со ссылкой на собственные анонимные «источники в сфере военно-технического сотрудничества». Очевидно, что Россию такое предложение не может устроить. Если говорить о цене вопроса, то, помимо аванса в размере 893 млн евро, Москва намерена возместить расходы на обучение экипажа для "Мистраля", строительство инфраструктуры и разработку специализированного палубного вертолета. Общая сумма составляет порядка 1,16 млрд евро – в полтора раза выше предложенной. А в случае доведения дела до европейского арбитража размер компенсации вместе со всеми неустойками может достигать 3 млрд евро. Как сообщается, вице-премьер Дмитрий Рогозин уже заявил французским коллегам, что озвученная ими цифра нас не утраивает. Сейчас российская сторона детально прорабатывает присланную документацию и готовит официальный ответ. Помимо финансовых разногласий в нем, скорее всего, будет фигурировать контрпредложение относительно разрешения на реэкспорт. Поскольку у России уже имеется сертификат конечного пользователя, она намеревается отозвать это право только после получения денег. Французы, как говорилось выше, предлагают обратное. Таким образом, ситуация до смешного напоминает известный эпизод из «Двенадцати стульев», в котором Остап Бендер и Киса Воробьянинов обсуждали выкуп драгоценной мебели у монтера Мечникова. Вообще в истории «Мистралей» становится все больше абсурда. Чего стоит одно только заявление французского сенатора о том, что России для получения десантных вертолетоносцев надо будет доказать их необходимость для своего флота – можно подумать, что миллиардные контракты таким доказательством не являются. Или еще более нелепая идея, недавно прозвучавшая во французских СМИ, о том, что нужно расплатиться с Россией, а готовые корабли разделать на металл, а то и попросту затопить.

Куда ветер дует

Если говорить серьезно, наилучшим исходом для французской стороны, чтобы не потерять лицо и не слишком остаться внакладе, была бы перепродажа «Мистралей» кому-то еще. Конечно, самым благоприятным развитием событий было бы резкое потепление отношений Европы с Россией, особенно по украинскому вопросу, что позволило бы французам просто выполнить свои контрактные обязательства перед РФ. Причем Парижу надо поторопиться – подобно тому, как суровый северный ветер мистраль опустошает сельхозугодья на средиземноморском побережье Франции, названные в его честь суда разоряют казну. По разным данным, их ежемесячное содержание стоит от 3 млн до 5 млн евро, а финальное решение вопроса может обойтись бюджету страны в 2-5 млрд евро. Неудивительно, что французское правительство судорожно пытается найти выход из тупика. Если говорить о продаже третьим лицам, наиболее вероятным кандидатом видится Китай. В отличие от других потенциальных покупателей, вроде Индии, Бразилии и Канады, которые названы скорее по причине солидной протяженности своих прибрежных территорий и теоретической возможности оплатить покупку, Китаю «Мистрали» действительно нужны. КНР активно развивает свой военный флот в условиях ограниченных возможностей строительства крупных высокотехнологичных кораблей на собственных верфях. Причем китайцам необходимо не только оборонять свои берега, над которыми буквально нависают американские ВМС, но и реализовывать океанские амбиции: в настоящее время они ведут переговоры о создании военной базы в Джибути. Это маленькое государство на Африканском роге по соседству с Сомали и Эфиопией, уже имеющее базы США и Франции, крайне выгодно расположено у «порога» Красного моря. Отсюда можно держать под прицелом практически весь Ближний Восток. Другой вопрос, не испортит ли эта сделка дружественные отношения Китая с Россией – особенно дружественные в сфере поставок российских вооружений. Но дать ответ на это предположение можно будет только после получения официальной реакции китайских властей на подобные слухи. Кстати, Россия сама еще недавно была на месте Франции в схожей ситуации. Напомним, что в 2007 году наша страна заключила с Ираном соглашение на поставку пяти дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300 на сумму 800 млн долларов. Однако три года спустя президент Дмитрий Медведев в рамках международных санкций против Ирана наложил эмбарго на их отправку. И хотя Россия полностью вернула аванс, Иран подал иск на поставщиков в международный суд в Женеве с требованием компенсации в размере 4 млрд долларов. В результате недавних переговоров по иранской ядерной проблеме эмбарго было отменено, однако иск пока не отозван.  

Андрей Величко
Новости партнеров
mediametrics