Рекламе предпишут правила "чайлдфри"

Рекламе предпишут правила "чайлдфри"

12.05.2015 15:32
710

реклама

В рамках сессии пленарных заседаний в Государственной Думе, которая будет проходить с 12 по 22 мая, планируется рассмотреть поправки в Федеральный закон "О рекламе". Инициатор поправок, депутат от фракции «Справедливая Россия» Олег Михеев, предлагает запретить использование образов несовершеннолетних в рекламе товаров, работ и услуг, не предназначенных для детей.

Дети копирайтеру не игрушка

В редакции Федерального закона «О рекламе», действующей до 2006 года, этот запрет был предусмотрен. Однако в действующей редакции закона такое требование отсутствует, вместо этого предусматриваются запреты на использование детских образов и обращения к детям, в рекламе товаров, услуг и мероприятий, подразумевающих риск, пари, а так же продукции военного назначения и медицинских услуг. «Использование образов детей снижает критичность восприятия информации потребителем и направлено на манипулирование взрослыми. На настоящий момент образы детей свободно используются в рекламе банковских услуг, в том числе в рекламе кредитов. Более того, реклама финансовых услуг может быть обращена к несовершеннолетним. При этом образы детей подчас используются в рекламе автомобилей, мотоциклов, иных товаров, а также услуг и мероприятий, которые не имеют ни малейшего отношения к детям. Таким образом, использование образа детей оправдано лишь с позиции манипулирования», - поясняет Михеев. Стоит отметить, что Федеральный закон "О рекламе" не содержит перечня товаров, основными потребителями которых являются несовершеннолетние. При этом в разъяснении Государственного Антимонопольного Комитета говорится, что к ним не следует относить то, что явно не предназначено для употребления несовершеннолетними. Очевидно, что к этой категории относятся алкогольная продукция, табачные изделия, автомобили и другие транспортные средства (за исключением устройств, предназначенных для детей), финансовые услуги, а также приборы, требующие специальных технических знаний и навыков. Общим критерием отнесения товаров к детским является использование их непосредственно ребенком. Впервые эта инициатива была предложена Олегом Михеевым еще в октябре прошлого года.

Упаковка тоже реклама

Депутат, активно поддерживающий идею контроля над этикой рекламного рынка, выступал также с поправками в части распространения требований Федерального закона "О рекламе" - на рекламу, размещенную на товаре или упаковке. Предложение считать упаковку товара рекламным сообщением было озвучено Михеевым впервые в январе. В нынешней редакции закон «О рекламе» не распространяется на любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке. Фактически на товаре или упаковке допускается размещение информации, содержащей откровенно рекламный характер. При этом соблюдение требований закона «О рекламе» не обязательно. По мнению Михеева, одним из основных способов выбора товара является визуальный осмотр, а действующая редакция закона дает еще одно поле для распространения информации, но уже без соблюдения требований, установленных существующим законом. Концепция поправок предполагает, что на информацию рекламного характера, размещенную на товаре или на упаковке, также должен распространяться закон «О рекламе». «Подход, используемый в настоящее время, допускает размещать на упаковке товара элементы мозаики: при размещении товаров в определенном порядке из элементов их упаковки складывается рисунок. Например, соки Rich, боковые части упаковки которых содержали изображения букв, из которых можно было сложить слово... При этом итоговое изображение может нарушать требования закона о рекламе - например, указание, что товар является лучшим, первым, самым дешевым, с "низкой ценой" и прочее - вплоть до нецензурных слов и выражений», - говорилось в пояснительной записке депутата. Олег Михеев приводил пример, когда одна из российских пивоваренных компаний выпустила продукцию с портретами солдат, воевавших в Великой Отечественной. "Ветераны сочли это оскорбительным: мыслимое ли дело – эксплуатировать героизм павших для того, чтобы увеличить продажи алкоголя? Однако привлечь неэтичных рекламщиков к ответственности оказалось непросто, так что в итоге прокуратуре пришлось проводить проверку по подозрению в... разглашении персональных данных ветеранов. Всё потому, что банка пива под закон "О рекламе" не подпадает", – пояснял депутат.

Кто такой Олег Михеев

Депутат ГД с 2011 года, первый замглавы Комитета по энергетике. Автор ряда резонансных законодательных инициатив. В ноябре 2013 года предложил приравнять оскорбление патриотических чувств к экстремизму. В июне наделал много шума, высказалшись о необходимости запрета обуви на плоской подошве (кеды, балетки) и на высоком каблуке. В ноябре 2014-го депутат выступил с идеей расширения понятия "взятка": понимать под этим не только конверт с наличными или ценный подарок, но услуги любого рода, которые оказываются "получателю". В апреле этого года Олег Михеев обратился к генпрокурору Юрию Чайке. Депутата возмутил тот факт, что на всех ценниках в екатеринбургском секс-шопе "Казанова 69" был размещен орден Отечественной войны. В том же месяце депутат предложил изменить название московской станции метро «Парк культуры» на «Крымскую площадь». Кроме того, недавно Михеев выступил с идеей запрета розничной торговли алкоголем на территориях, где имеется угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.  

Елена Сергеева
Женщины чаще мужчин хотят случайных интимных связей
Закрыть