Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Эксперт: В проект Михалковых «Едим дома» я бы не вложил ни копейки

Эксперт: В проект Михалковых «Едим дома» я бы не вложил ни копейки

12:52  26 Апреля 2015  /обновлено: 4:54  27 Октября 2015
1238

Братья Михалковы получат займы в крупных госбанках для финансирования фастфуда

Братья Михалковы получат займы в крупных госбанках для финансирования фастфуда «Едим дома» под государственные гарантии. По данным «Известий», вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэкономразвития, Минпромторгу и Минсельхозу поручил подготовить предложения по комплексной поддержке проекта, а «Сбербанк» вместе с Центробанком и Минэкономразвития до 12 мая должны проработать вопрос о кредитовании нового проекта режиссеров Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. По словам Дворковича, государство сможет предоставить гарантию на получение кредита в 680 млн рублей под запуск и развитие пилотного проекта российской версии фастфуда. Оставшиеся 300 млн рублей правительство предлагает режиссерам найти самостоятельно, привлекая частных партнеров.

Михалковы станут «питательной средой»?

Кто из инвесторов мог бы рискнуть своими деньгами для помощи знаменитым братьям? Возможно ли с нуля построить свою бизнес-империю пусть даже и очень известным деятелям искусства, но не специалистам в области создания сетевого общепита? Что нужно для успеха в таком бизнесе, кроме громкого пиара? Об этом в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей размышляет член комитета Совета Федерации по экономической политике предпринимательству и собственности, экс-президент группы компаний «Виктория», обладатель нескольких престижных званий и наград в сфере предпринимательства и торговли Николай Власенко. «Я бы поставил вопрос иначе: почему государству не надо поддерживать проект Михалковых? – обозначил свою позицию сенатор, - есть многократно проверенная «народная мудрость» менеджеров, которая звучит так: создавая сеть, всегда имеешь опасность тиражировать убытки, а не прибыль». Николай Власенко, когда-то начинавший сетевой бизнес с торговли в ларьке, поделился своими наблюдениями за работой в этой конкурентной среде: «По статистике в Америке из десяти открываемых новых предприятий девять закрывается в первый год. Причины, конечно же, разные: это и фирмы - однодневки для различных, скажем так, «спецпроектов» - минимизации налогов, для разовых легальных сделок с недвижимостью, да еще много для чего нужны фирмы с коротким жизненным циклом. Но, конечно, большая часть закрывающихся компаний - это просто нежизнеспособная бизнес-идея, под которую они открывались». Николай Власенко считает, что в этом нет ничего страшного, это - питательная среда для развития класса предпринимателей: «Как говорят мастера рукопашного боя, сильный не тот, кто никогда не падал, сильный тот, кто всегда поднимался. Из этих падающих, поднимающихся и появляются потом настоящие великие предприниматели и компании».

Они же великие!

Попытка же изначально построить «великую» компанию - а только такая компания может состязаться с «Макдональдсом», ведь его эффективность проверена временем, по мнению сенатора, больше похожа на авантюру. «Конечно, в российских традициях все бросить на кон, пан или пропал, но когда это касается государственного участия (даже если это будет «субъективное кредитование Сбербанка») - это верх расточительности», - считает Николай Власенко. Почему? Разве не бывает успешных проектов при благоприятном стечении обстоятельств? На этот вопрос член СФ и опытный предприниматель отвечает так:«Как возникают глобальные сетевые игроки, будь то в розничной торговле, в банковской сфере, ресторанном бизнесе и т.д.? Сначала создается единичная модель, на практическом опыте проверяются финансовые и операционные показатели, а уже потом начинается осторожное тиражирование». По мнению эксперта, потребительские региональные предпочтения могут очень существенно различаться: «Что с удовольствием потребляют в Москве, могут настороженно встретить в Санкт Петербурге, не говоря уже об остальных российских регионах. Экономически успешный продукт в Москве может быть экономически не успешен в другом регионе». Но важнейшей проверкой на жизнеспособность Николай Власенко считает непредсказуемость ведения бизнеса в России: «Проверка на форс-мажорные ситуации или так называемый кризис-менеджмент. Это не только кризисы, подобные 2008 году, санкции, девальвации, закрытия банков, в котором вы держали основную часть выручи. Это и уход ключевых менеджеров проекта или перекупка их конкурентами, «заказ» вашей компании конкурентами, административные проблемы и еще много чего, с чем обязательно сталкиваются все компании, прежде чем стать кем-то, я уж не говорю про «великих».

Матрица рисков

«Есть еще одна простенькая матрица рисков, которую знает любой предприниматель, учившийся на курсах по маркетингу, - напоминает Николай Власенко, - когда вы создаете новый продукт на новом рынке (а у Михалковых еще нет этого продукта и нет рынков присутствия с этим продуктом), вы имеет максимально возможные риски, при прочих равных условиях!» «Так что я бы не вложил в этот проект ни одной собственной копейки, надеюсь, государство – тоже», - резюмирует эксперт.

Для справки

Губернатор Московской области Андрей Воробьев считает, что проект Михалковых подходит для Подмосковья. Пилотный проект предприятия запустят и в Калужской области, и в Москве. Всего братья планируют создать две фабрики-кухни и несколько десятков точек в регионах, «чтобы оценить перспективу дальнейшего развития проекта».

Ирина Смирнова
Закрыть