Мост в Крым за бюджетные деньги быстро построят китайцы

Мост в Крым за бюджетные деньги быстро построят китайцы

11.07.2014 14:48
3271

Важнейшим инфраструктурным проектом Крыма и, без сомнения, ключевой частью плана по его благоприятной интеграции в Россию является строительство долгожданного моста через Керченский пролив. Что такой мост непременно должен появиться, сегодня понимают все. Однако мало кто знает конкретные параметры этого проекта. Каким именно будет мост? Какие населенные пункты по обе стороны пролива он соединит? Когда его построят? Почему он не был построен раньше? И, наконец, сколько же это будет стоить, и кто за всё будет платить? Журналист Федерального агентства новостей постарался ответить на все эти вопросы. Вопрос первый: каким будет мост, и какие населенные пункты он соединит? Прежде всего, отметим, что 19-километровый транспортный переход (так правильнее называть будущее сооружение) из Краснодарского края в Республику Крым будет совмещенным: одновременно автомобильным и железнодорожным. Речь идет фактически о двух мостовых частях единого комплекса, соединяющего два берега Керченского пролива с островом Тузла посередине. С российского берега (недалеко от станицы Тамань) до Тузлы автомобильный и железнодорожный мосты длиной около полутора километров будут идти рядом, параллельно друг другу. От острова Тузла до Крыма это будет уже двухуровневый мост длиной свыше шести километров: автодорога будет построена над железнодорожными путями. На крымской стороне мост должен фактически «въезжать» в керченские слободки. Машины по всему транспортному переходу будут двигаться по двум полосам в каждую сторону. Ожидается, что в итоге будет реализован именно этот вариант — из рассмотренных семи десятков иных проектов всевозможных мостов, переходов и даже тоннелей, призванных соединить два берега пролива. Вопрос второй: почему мост не построили раньше? То, что подобные проекты рассматривались и раньше, не должно никого удивлять. Более того, в 1944 году мост до Крыма был даже построен! Это сделали советские военные инженеры для поддержки наступающей армии и снабжения полуострова, причем построен мост был из немецких материалов: нацисты сами планировали соединить оба берега, но у них «не сложилось». Однако уже к весне 1945 года мост был разрушен — сделали это не гитлеровцы, а… лед, нагнанный ветром из Азовского моря. Конструкцию решено было не восстанавливать — и еще долгие годы после этого остовы опор моста мешали судоходству в проливе. В 2010 году, после счастливо разрешившегося инцидента с косой Тузла и с приходом к власти Виктора Януковича, Россия и Украина вознамерились снова реализовать этот амбициозный проект. Главным «лоббистом» строительства выступила администрация Крыма: она рассчитывала, что новый мост даст полуострову значительный приток отдыхающих из России. Однако стороны к проекту так и не приступили — да он и не сильно требовался. Жители российского Приазовья и Черноморского побережья Кавказа вряд ли были заинтересованы в поездках в Крым, а что касается снабжения полуострова, то оно в основном шло с севера через Херсонскую область. Ну а те жители Смоленска, Нижнего Новгорода и Уфы, которым интересен был отдых в Крыму, спокойно могли добраться до него через Украину. С тех пор, конечно, всё очень сильно изменилось. Вопрос третий: когда и кем мост будет построен? Ввиду своей чрезвычайной важности мост будет построен довольно скоро, к 2018 году — этот срок уже принят за основу. Строить объект будет китайский строительный гигант – China Communication Construction Corporation – входящий в пятерку крупнейших строительных корпораций планеты. Причем расчеты между китайской компанией и российским «Автодором» будут вестись через конвертацию юаней в рубли, минуя доллар. Такой выбор подрядчика весьма дальновиден: при нынешнем усугублении геополитических проблем вокруг Крыма руководство Поднебесной будет отстаивать интересы своего бизнеса — а значит, и строительство моста. Кто-то спросит: 2018 год — почему так долго? Любые сравнения хромают, однако, напомним: мост на остров Русский во Владивостоке длиной 3,1 км строился четыре года. Столько же времени заняло строительство морского моста в южнокорейском Инчхоне протяженностью 18 км. Китайский мост через Янцзы в Шанхае длиной 16,5 км также строился четыре года. Четырнадцатикилометровый автомобильный мостовой переход через Каму (длина самого моста через эту реку составила 1,6 км) возводился десять лет. Президентский мост через Волгу в Ульяновске и вовсе строился с 1986 года — и оказался частично готов лишь в 2009 году. Суммируем: озвученные сроки строительства моста через Керченский пролив вполне соответствуют мировой практике и сильно опережают типичный российский долгострой, когда «ничего не припекает». Вопрос четвертый: во сколько обойдется строительство моста? Итак, сколько же это будет стоить? По этому вопросу специалисты не пришли ещё к единому мнению. Ясно только, что «цена вопроса» с каждым месяцам пока только увеличивалась: от мартовской цифры 50 млрд рублей до сегодняшних 150—200 миллиардов. Впрочем, в начале июня председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах называл еще большую цифру – 283,19 млрд рублей — пока это озвученный максимум стоимости. Вопрос пятый: где взять деньги? И наконец, «вопрос вопросов»: кто же будет финансировать проект. Пока однозначного ответа на него нет. Ранее раздавались голоса о привлечении к проекту частных инвесторов, которые могли бы взять на себя часть расходов — порядка 80 млрд руб. Однако на днях вице-премьер правительства Дмитрий Козак решительно опроверг эту версию, пояснив, что частным инвесторам нет смысла вкладываться в дело. «Чтобы был частный инвестор, необходима доходность, — заявил Козак. — А что это означает? Что необходимо сделать платный проезд». Однако для платного проезда нужно обеспечить альтернативный бесплатный проезд. «Такого проезда, кроме платной переправы, нет», — сказал вице-премьер. Взимание платы за мост из России в Россию — это было бы очень странное политическое решение. К сожалению, понимают это далеко не все. Большое возмущение в российской блогосфере вызвал комментарий министра финансов Антона Силуанова о том, что часть средств Фонда национального благосостояния может быть потрачена на Керченский мост лишь в случае последующего взимания платы с проезжающего автотранспорта, - иначе это, мол, окажется неэффективным вложением. Хотите бесплатный проезд - обойдетесь без ФНБ, мол. Такая неолиберальная точка зрения, по меньшей мере, спорна. Ведь государство – это не средневековый феодал, обирающий прохожих за пользование переправой. Оно рассчитывает на другую выгоду – на улучшение качества жизни граждан. Да и для бизнеса каждая лишняя мзда – это новая нагрузка, которую он затем постарается «отбить» за счет покупателей. К тому же, куда еще тратить накопленные деньги Фонда национального благосостояния, как не на подобные инфраструктурные проекты, тем более на те, которые находятся под пристальным контролем надзорных органов, как в случае с Крымом? Подведем итоги: мосту быть, и очень скоро Так или иначе, мост будет построен на деньги государства, и построен быстро. Обе транспортные магистрали — автотрасса и железная дорога — позволят России не зависеть от дорог, проходящих по украинской территории, и дадут возможность посещать Крым через Кубань каждому желающему, вне зависимости от геополитических раскладов и капризов погоды. Ну, а крымчанам мост позволит держать бесперебойную связь с «Большой землей». Денис Тукмаков

Алексей Громов
ЧП в аэропорту Нью-Йорка: пассажирский самолет протаранил топливозаправщик
Закрыть