Ленин как символ антисталинизма

Ленин как символ антисталинизма

22.04.2015 16:09
627

Дело Ленина-Сталина хоть и живет, но уже не побеждает.

Дело Ленина-Сталина хоть и живет, но уже не побеждает. Заветный день 22 апреля 2015 года – Владимиру Ильичу Ленину – 145. В непростой период встречает вождь мирового пролетариата очередной некруглый юбилей. Только что в соседней Украине принят закон о запрете нацистской и коммунистической символики и «ленинопад», который с началом Майдана и так сотрясает соседей, стал просто-таки проливным. Лениных либо сносят, либо перекрашивают в цвета украинского флага, а иногда сначала первое, а потом - второе. Коммунисты предсказуемо негодуют и кое-где даже возвращают Ильичей на место, но, увы, роли это не играет – дело Ленина вместе с левыми идеями на Украине сегодня не в чести. Почему это происходит на Украине, в общем понятно. Хотя лично Ленин не несет ответственности, например, за Голодомор, но он является создателем СССР, а Украина, объявившая Россию агрессором, всячески пытается дистанцироваться от советского (читай: российского) наследия. Свержение памятников Ленину – своего рода окончательное сжигание мостов в советское прошлое – воспринимается, как шаг в будущее. Что касается России, то в либеральной среде о Ленине всерьез давно уже почти не говорят. Верный «ленинец» Зюганов – давно стал православным (об отношении их кумира к попам известно), и опирается на свой вполне монолитный электорат из людей в основном сильно за 70. Но так было не всегда. Еще в 30-е годы прошлого века Ленин многими воспринимался, как противоположность Сталину, который, с точки зрения части «старых большевиков», узурпировал власть, извратив ленинские принципы. И хотя культ Ленина в сталинские годы сомнению не подвергался, вспомним, с какой сладострастной жестокостью Сталин уничтожал старых коммунистов, особенно тех, кто был или считался соратниками вождя революции. После разоблачения культа личности «возвращение к ленинским нормам» стало своего рода знаменем, лозунгом, на который клюнуло молодое поколение. Известно, что после знаменитого 20-го съезда в партию вступило много молодых и вполне романтичных людей, веривших если не в близкую победу коммунизма, то, по крайней мере, в то, что «социализм с человеческим лицом» существует. В связи с выходом на экраны фильма «Однажды в Ростове» (о подавлении голодного бунта в Новочеркасске) многие обратили внимание, что в 1962 году рабочие выходили протестовать против политики Хрущева под портретами Ленина и с ленинскими лозунгами. Легенда о хорошем Ленине витала еще и в 70-е годы. Эту идею, пожалуй, ярче всех выразил поэт Андрей Вознесенский в знаменитых стихах «Уберите Ленина с денег». И ведь, кажется, был вполне искренен… Да что греха таить – перестройка начиналась тоже отчасти под девизом «возвращения к ленинским нормам» и ко всё тому же обанкротившемуся «социализму с человеческим лицом», с остатками которого в это время уже безжалостно расправлялись бывшие союзники СССР – так называемые «страны народной демократии». Одним из последних отзвуков попыток зацепиться за Ленина была выставка политического плаката примерно году в 1987-м. Там было много ярких и по тем временам отчаянно смелых работ, но «победил» плакат с изображением лица Ленина за стеклом, с которого как бы стирают пыль, чтобы обнажить суть. На этом собственно всё и кончилось. Открытие архивов и опубликование недоступных ранее документов не оставило никаких иллюзий относительно личности Ленина.

Лениным по Сталину

О периоде, когда культ Ленина фактически стал символом антисталинизма, корреспондент Федерального агентства новостей побеседовал с историком и публицистом Николаем Сванидзе. - Каждое явление должно оцениваться в историческом контексте, - напомнил Сванидзе. – С этой точки зрения стоит рассматривать и противопоставление Ленина Сталину. Это был знак шестидесятничества, это было связно с хрущевской оттепелью, когда для того, чтобы из нашего «пантеона», из «красного угла» убрать икону с изображением Сталина, нужно было ей противопоставить другую икону. Другого варианта тогда не было. А другой иконы, кроме Ленина, на тот момент тоже не было. Потому что Ленин оставался святым и во времена Сталина. Он был как бы в роли "бога-отца", а Сталин – в роли "бога-сына". «Бога-сына» выносили из «красного угла», из Мавзолея, и вообще отовсюду, откуда можно – а «бог-отец» оставался. И он должен был взять на себя всё то, что перед этим соотносилось с «богом-сыном». То есть, все молитвы, которые раньше были обращены к Сталину, теперь должны были быть обращены исключительно к Ленину. А третьего было не дано. «Бога-духа святого» у нас не было. И обойтись без божества тогда тоже не могли. Потому что это было время, когда все идеологемы советской власти еще были в неприкосновенности, они еще были святы. И они должны были теперь ассоциироваться не с Лениным-Сталиным, как раньше, а только с Лениным. Тогда это был единственный вариант убрать Сталина. И именно потому в 60-е годы Ленин еще более вознесся, и поэтому тогда так была в ходу романтика первых советских лет: «Комиссары в пыльных шлемах», и т.д. Романтика Октября, романтика Гражданской войны – всё это противопоставлялось ужасу сталинского террора и сталинских репрессий. Потом, естественно, страна продолжала развиваться, и выяснялись новые вещи, особенно в перестройку, во второй половине и в конце 80-х, когда стало доступно огромное количество информации, появилось огромное количество различных документов, исторической и художественной литературы. Естественно, всё стало очевидным, и с Лениным тоже. Но тогда это уже было можно. Потому что советской коммунистической идеологии можно было противопоставить идеологию общегуманистическую, или традиционную российскую идеологию, российскую культуру, наконец, – на нее тоже можно было опереться. Тогда уже было, на что опираться. И Ленин уже стал необязательным в качестве иконы, которую нужно было противопоставлять Сталину. Но я повторяю – это всё должно восприниматься в своем историческом контексте. - Как вам кажется, правильно ли поступает Украина, снося памятники Ленину? - Я не знаю, что такое правильно или неправильно – правильность для каждого своя. Мы не можем оценивать правильность того, что делает Украина, потому что мы не на Украине. Со своей точки зрения они, вероятно, поступают правильно. Потому что, если стать на их точку зрения, - их задача – предельно дистанцироваться от нас. Потому что даже наш президент говорит, что нет вообще такого отдельного народа, что мы и украинцы – один народ. Из этого следует, что мы одна страна, у нас одна культура, один язык, и т.д. А они говорят – нет ребята – шалите. И это в их интересах, потому что они строят свою государственность. И поэтому они должны подчеркивать, что они не русские. Это не значит, что нужно запрещать русский язык, это делать нелепо, и, кстати, они этого и не делают, между прочим. Но они стараются подчеркивать важность своего национального языка, своей культуры и истории, своей государственности. За что им благодарить Ленина? - Нам его тоже не за что благодарить. Просто у нас «имперские» традиции другие. И у нас Ленин, слившийся со Сталиным, отвечают за наши «имперские» воспоминания, которые приятны для большей части россиян. А для всех остальных – эти воспоминания неприятны. Для россиян – СССР был аналогом российской империи, то есть эта империя была наша. А для всех остальных – чужая, и они были там младшими братьями, а быть младшими братьями никому не хочется. Поэтому там ни для кого нет никаких приятных воспоминаний в советском прошлом, кроме как для украинских коммунистов, которые на Украине гораздо слабее, чем в России. Для всех остальных Ленин ни с чем приятным не ассоциируется, и они его свободно бортуют. Поэтому мы не можем говорить, правильно это или нет – с их точки зрения наверно правильно. - А вас самого не царапает зрелище сносимых памятников? - Нет-нет, меня это абсолютно не царапает. - А что было бы правильно делать с Лениным с нашей точки зрения? - С нашей точки зрения было бы, несомненно, правильно вынести Ленина из Мавзолея, потому что это просто варварство. Ну, это ни в какие ворота не лезет – на главной площади страны лежит мумия. Ну что это такое? А так, ну он исторический персонаж. Очень крупный исторический персонаж, с которым связаны очень серьезные события в нашей истории. Нужно об этих событиях рассказывать. Не молиться на него, не проклинать его – безо всяких этих шаманских штучек. А просто рассказывать правду, - заключил Николай Сванидзе.

Елена Янкелевич
Адриано подписал долгосрочный контракт со «Спартаком»
Закрыть