Почему Польша не хочет говорить о Холокосте

Почему Польша не хочет говорить о Холокосте

21.04.2015 21:12
1498

Одна из самых знаменитых фотографий Холокоста

Одна из самых знаменитых фотографий Холокоста Польша обиделась на обвинение в соучастии в Холокосте. Обвинение прозвучало в статье главы ФБР. Американскому послу пришлось объясняться. Инцидент был исчерпан, но тема не закрыта.

Скандал из-за Холокоста

Американскому внешнеполитическому ведомству пришлось отдуваться перед польскими коллегами за высказывание директора ФБР Джеймса Коми, что якобы в преступлениях против евреев, совершенных в годы нацизма, повинны, в том числе, поляки. Эту мысль директор ФБР Джеймс Коми высказал в статье, которая была опубликована в Washington Post. Статья была приурочена к Йом Ха-Шоа – Дню Катастрофы и героизма, - который в Израиле отмечается в память о начале восстания в Варшавском гетто в 1943 году. (Международный День памяти жертв Холокоста отмечается 27 января 1944 года в день освобождения Освенцима бойцами Советской армии). Поляков взбесило следующее высказывание Коми: «Убийцы и их соучастники в Германии, Польше, Венгрии и во многих, очень многих других местах в глубине души не считают, что совершали злодеяние. Они убеждают себя, что делали то, что вынуждены были делать. И это должно нас по-настоящему пугать». В Польше это высказывание вызвало возмущение, поскольку, по мнению поляков, их приравняли к виновникам Холокоста, хотя их страна сама подверглась оккупации, и они сами были жертвами. Президент страны Бронислав Коморовский заявил, что слова главы ФБР – это «плевок в адрес тысяч поляков, которые помогали евреям». Высказалась по этому поводу и премьер-министр Польши Ева Копач. «Я хочу напомнить, что Польша была не виновницей Второй мировой войны, а ее жертвой», - отметила она, призвав иностранных политиков получше разобраться в истории. Послу США в Польше Стивену Маллу пришлось извиняться. Во время церемонии, посвященной 72-й годовщине восстания евреев в Варшавском гетто, американский посол заявил, что высказывание главы ФБР не является официальной позицией Вашингтона, и что ни одна страна, кроме нацистской Германии, не несет ответственности за Холокост. Малл рассказал, что написал Джеймсу Коми письмо, «в котором выразил протест против фальсификации истории, в частности, против обвинений поляков в совершении преступлений, которых они не только не совершали, но и сами были их жертвами». Малл отметил, что основная мысль статьи была следующая: слишком многие люди в разных странах либо помогали нацистам, либо не оказали достойного сопротивления зверствам, которые нацистский режим творил в отношении евреев. Формально на этом инцидент был исчерпан, но, как говорится, осадочек остался.

Кто виноват

Во время нацистской оккупации Польши погибли шесть миллионов польских граждан, половина из них была евреями, которые до войны составляли 10% населения страны. В знаменитом израильском музее Катастрофы и героизма Яд ва-Шем есть зал памяти, в котором на стене написано, сколько евреев было уничтожено в каждой стране, которую затронул Холокост. Так вот, половина из шести миллионов погибших евреев – были убиты именно на территории Польши. (Для сравнения – в Дании погибли 50 евреев, остальных местные жители сумели спасти). Да, не все евреи, погибшие на территории Польши, жили там до войны – конвейер смерти в Освенциме работал бесперебойно, уничтожая людей, депортированных туда со всей Европы. Но и довоенный еврейский мир, мир штетлов, существовавший на территории Польши, был уничтожен полностью. После войны от этого мира не осталось ничего. И не будем лукавить, катастрофа могла бы быть не такой всеобъемлющей, если бы, выскажемся максимально сухо – деревьев на Аллее праведников мира в музее Яд-Вашеме было побольше...И, конечно, это относится не только к Польше, но и к Румынии, Венгрии, Украине, другим временно оккупированным территориям Советского Союза и т.д. Что касается Польши, то были в ее истории такие позорные страницы, как погром в Едбавне в июле 1941 года, когда местные жители забили палками, расстреляли и сожгли около двух тысяч евреев (немцы практически не вмешивались). Также припомним уже послевоенные погромы в Кельце, Кракове и других польских городах, когда местные жители расправлялись с выжившими евреями, вернувшимися из гетто и концлагерей. А вспоминая о восстании в Варшавском гетто, не забудем, что польское Сопротивление, активно действовавшее в Варшаве, тогда так и не пришло на помощь евреям. Были, конечно, и те, кто спасал – не стоит мир без праведников. Вспомним, например, фильм «Пианист» - ведь режиссер Роман Полански и сам выжил, благодаря спрятавшим его полякам. Впрочем, всё сказанное касается не только Польши… Живущий в Израиле врач и писатель Ян Каганов к Дню Катастрофы опубликовал в соцсети свой старый рассказ «А что такое?». Дело происходит в Одессе, но могло произойти и в Польше, и в Ростове, и в Румынии... Парень видит на руке будущей тещи старинное кольцо. Выясняется, что кольцо было в свертке с младенцем, которого молодая еврейка, когда немцы гнали их на расстрел, отдала молодой украинке. История рассказана от лица этой самой тещи: «А что, что я такого сделала? Обшарила пеленку и выбросила ребенка обратно, да? Так ведь нас там несколько сотен женщин стояло, и все, все до единой сделали то же самое: пошарили в пеленке и вернули ребенка матери. Понимаете, все до единой! Так почему же только мне одной это аукнулось?!» А вот некоторые комментарии, как видим, бывало всякое: - Я знаю одну женщину, чью мать вырастила армянская семья. Евреев гнали через базар, и одна из женщин просто дала вот такой сверточек с грудным ребенком женщине-армянке, торговавшей на базаре, а та и вырастила ее. - Как-то мы ездили в одно местечко, где установлен памятник на месте расстрела евреев. Свечи зажгли. И подошла одна женщина, которой в момент расстрела было семь лет. И она рассказывала, как не могла дождаться, пока всех закопают, потому что помнила, что у соседей-евреев была настоящая кукла и другие игрушки. - Моя бабушка была эвакуирована из Ростова в 18 лет, а родители ее не успели уехать и, как все евреи, были расстреляны во рву. Когда бабушка вернулась в Ростов, на соседках видела платья ее мамы, и всю мебель растащили добрые соседи, которые, как выяснилось, и сдали бабушкиных родителей немцам... - К родным бабушкиного брата, который был уже на фронте, пришли соседи украинцы и сказали, что евреев всех сгоняют в гетто, и неизвестно, выживете вы там, или нет. «У вас маленький мальчик 6-месячный Давидка, а у нас детей нет. Отдайте его нам. Выживете – вернетесь и заберете, а нет – то мы его воспитаем». Судьба уготовила так, что тетя Клара выжила в гетто и вернулась за сыном, и ей рассказали, что соседи этих украинцев выдали, их и всех их расстреляли, включая шестимесячного Давидку. - Я не сразу понял, почему этот рассказ такой жуткий. Нацисты были идентифицированы, их можно было узнать по свастике на рукаве, или другим знакам. Жуть в том, что большинство остальных были в лучшем случае безучастны, а во многих случаях – соучастниками. И никаких знаков различия... Ну и чтобы не заканчивать на такой горькой ноте – фрагмент рассказа бывшей ленинградки, израильского писателя Татьяны Разумовской. Маленькую Ентеле, родители которой в гетто, прячет на хуторе многодетная литовка. Соседи периодически «стучат», но во время облав девочка успевает спрятаться под доской отхожего места. «Но однажды дети заигрались, и спрятаться Ентеле не успела. На хутор пришли местные литовские полицаи под командованием немецкого офицера. Всё семейство выгнали во двор. И вот стоит литовская крестьянка, а рядом пять ее детей, от тринадцати — до трех, все белоголовые, голубоглазые. И среди них черный смуглый вороненок — Ентеле. Офицер посмотрел на них, посмотрел. И сказал: «Ну, до чего же люди подло врут! Ведь девочка — вылитая мать!» И все ушли», - а рассказ заканчивается тем, что Ентеле выросла и стала женой троюродного дяди автора. Сказка конечно, а впрочем, как известно, всякое бывало.

Елена Янкелевич
В рухнувшем конном клубе под Новосибирском погибли тренер и 15-летняя спортсменка
Закрыть