Лента новостей
Поиск
loop
Россия
Неутешительный диагноз: Счетная палата раскритиковала Минздрав

Неутешительный диагноз: Счетная палата раскритиковала Минздрав

20:22  14 Апреля 2015
1082

Больница

Счетная палата РФ опубликовала подробный отчет по итогам проверки в социально значимых сферах в 2013-2014 годах. И хотя в области образования, культуры и соцобслуживания ситуация далека от радужной, в медицине она совсем удручающая. Проверка контрольно-ревизионного ведомства касалась процесса оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений. Она носила плановый характер и предполагала выезд в ряд регионов – Астраханскую, Вологодскую, Пензенскую, Ростовскую, Самарскую, Челябинскую и Ярославскую области, Республику Башкортостан и Забайкальский край. В других субъектах проверочные мероприятия осуществлялись дистанционно.

История болезни

Вначале о хорошем. Нормативная база, касающаяся мероприятий по оптимизации, утверждена на федеральном и региональном уровнях. Заработная плата бюджетников выросла в 2014 году относительно предыдущего года: врачей – на 4 тыс. рублей, среднего и младшего медперсонала – соответственно на 2,2 тыс. и 1,8 тыс. рублей. Правда, приведены лишь абсолютные значения, не учитывающие инфляцию, поэтому об изменении реальных доходов медиков судить трудно. А вот дальше начинаются печальные новости. Аудиторы Счетной палаты отмечают, что оптимизация в регионах проходила без должного методического сопровождения со стороны федеральных министерств. При изменении численности работников медицинских и других бюджетных организаций не учитывались социальные нормативы, причем в отдельных случаях эти нормативы не обновлялись уже два десятка лет. Предварительное территориальное планирование и анализ сети учреждений и их деятельности также не проводились. Проще говоря, никто не удосужился ответить, сколько можно сократить медучреждений и медработников, чтобы населению по-прежнему хватало квалифицированной медицинской помощи. По словам аудитора Александра Филипенко, который выступал на коллегии Счетной палаты с докладом по здравоохранению, лишь 5 регионов (менее 6% от числа всех субъектов РФ) достигли плановых значений на 100%. При этом Минздрав не разработал некоторые важные показатели – например, по повышению качества и доступности медицинской помощи – что не позволяет в полной мере оценить динамику изменений в здравоохранении.

Недоперефинансирование

Как отмечает Филипенко, основой для планирования деятельности медорганизаций и финансирования медпомощи являются территориальные программы госгарантий, анализ которых выявил несбалансированность их финансового обеспечения. Так, если в 2014 году наблюдался дефицит финансирования этих программ в 59 регионах на сумму 102 млрд рублей, то в 2015 году – уже в 62 регионах на сумму 127 млрд рублей. Главная причина дефицита финансирования – заниженные нормативы по затратам на медицинское обслуживание граждан. К примеру, в Пензенской области норматив затрат на одно посещение медучреждения на одного жителя в год ниже среднего федерального норматива на 75,8%, в Забайкальском крае – на 48,2%, норматив затрат на один случай госпитализации – на 68,2% и 41,2%, соответственно. Если региональным программам медпомощи в целом не хватает средств, то заложенные в них расходы на обязательное медицинское страхование, наоборот, раздуты и превышают ранее утвержденные расходы на ОМС в 58 регионах. Счетная палата связывает это с неверными рекомендациями со стороны Минздрава.

Ни к селу ни к городу

В целом по России под оптимизацию подпадают 952 медицинских учреждения, из них около половины – в текущем году. При этом 41 организация будет ликвидирована, а остальные утратят самостоятельность и станут филиалами других организаций. В результате к концу 2018 года в России будет на 11,2% меньше больниц и на 7,2% меньше поликлиник и амбулаторий по сравнению с 2014 годом. В ходе оптимизации регионы активно сокращают коечный фонд – в районных больницах гораздо более быстрыми темпами, чем в областных. Это приводит к дисбалансу и несоответствию потребностям населения. «Ожидаемой эффективности такая оптимизация не дала. Напротив, она привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тыс. человек в то время, когда по городским жителям был установлен рост на 400 тыс. человек», – сообщается в докладе Счетной палаты. Регионы планируют также сократить расположенные в сельской местности фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), частично заменив их офисами врачей общей практики. Проверка Счетной палаты подтвердила ужасающее состояние этих учреждений, включая острую нехватку помещений либо их ветхость, отсутствие необходимых условий для осуществления врачебных функций и серьезный кадровый голод. И вновь контролеры обвиняют Минздрав в неисполнении своих полномочий, что приводит к неэффективному планированию на региональном уровне. Другая масштабная проблема сельской медицины – удаленность от врачебной помощи. 17,5 тыс. населенных пунктов в России вообще не имеют медицинской инфраструктуры, причем жителей 11 тыс. из них от ближайшего врача отделяет более 20 км. При этом в 35% лишенных медицины поселений отсутствует также общественный транспорт. А в некоторых регионах с низкой плотностью населения (таких, как Омская область, Камчатский и Приморский края) вообще не имеется мобильных бригад. Но даже если они и есть, время приезда скорой помощи может достигать издевательских цифр. Чтобы доехать до села Молодовское Забайкальского, края скорой требуется более 2-х часов, – рассказал Александр Филипенко. По данным аудитора, сроки оказания плановой медпомощи по ряду регионов в два и более раз выше необходимых. Например, ожидание по записи на УЗИ может превышать 1,5 месяца. Неудивительно, что граждане, которые могут себе позволить платные услуги, массово переходят на них. За один только 2014 год их объем вырос на 25%.

Оптимизировали, оптимизировали, да не выоптимизировали

Процесс сокращения медработников также не удовлетворил Счетную палату, поскольку, как и все остальное, проводится без предварительного планирования. Кроме того, сохраняется высокий уровень совместительства: врачи работают в среднем на 1,4 ставки. Высокой остается и потребность в медицинском персонале во многих регионах. Складывается абсурдная ситуация: медиков увольняют даже при имеющейся нехватке врачебных рук. Предполагалось, что сокращения высвободят средства для увеличения зарплат оставшимся сотрудникам, но тем приходится работать гораздо интенсивнее. «Рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более», – пояснил Александр Филипенко. Измотанность врачей вкупе с описанными выше негативными тенденциями приводят к самому печальному из возможных итогов – росту смертности. В 2014 году количество умерших в стационарах выросло на 3,7% относительно прошлого года, внутрибольничная летальность увеличилась на 2,6%. В ряде субъектов зафиксирован заметный рост смертности на дому. За тот же период «значительно увеличилось число безрезультатных вызовов скорой медицинской помощи, когда помощь не была оказана – с 2,1 млн до 2,25 млн вызовов, и числа отказов в вызове скорой – с 1,16 млн до 1,43 млн вызовов», – говорится в докладе. «Самое главное, что проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности. Вместо предполагаемых 12,8 на 1000 населения по итогам 2014 г. смертность населения, по данным Росстата, составила 13,1 на 1000 населения», – отмечает счетное ведомство. И хотя выступавшая на коллегии Счетной палаты министр здравоохранения Вероника Скворцова связала рост смертности с социальной напряженностью и финансово-экономическими трудностями, этим вряд ли можно объяснить все то, что происходит сейчас с российской медициной.  

Андрей Величко
Новости партнеров
mediametrics