Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Красная горка – время гуляний и свадеб: традиции, обычаи и приметы

Красная горка – время гуляний и свадеб: традиции, обычаи и приметы

10:03  18 Апреля 2015  /обновлено: 5:42  27 Октября 2015
4416

Красная горка - время свадеб

Красная горка - время свадеб Следующее воскресенье после Пасхи для православных – тоже большой праздник. На восьмой день после Светлой пасхи Христовой отмечается так называемая Антипасха. Это не противопоставление Пасхе. Слово «Антипасха» означает - «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — то есть это как бы новое обращение к светлому празднику. Антипасху еще называют «неделей обновления», поскольку в этот день обновляется память в Воскресении Христовом. Подробнее о традициях, связанных с Антипасхой, которая в 2015 году приходится на 19 апреля, а также с Радоницей (Днем поминовения усопших), приходящейся на 21 апреля, читайте в материале Федерального агентства новостей. Одновременно с Антипасхой на Руси издревле отмечается народная полуязыческая Красная горка, которую еще называют «Кликушное воскресенье». Оба эти праздника приходятся на воскресенье, 19 апреля.

Красная горка

В языческие времена на Руси праздник Красная горка отмечался, как весеннее обновление древнеславянского бога Солнца Ярило. Этот праздник символизировал окончательную победу весны над зимой, жизни над смертью. Красная горка был в первую очередь молодежным, девичьим праздником, когда нужно было обязательно нагуляться и найти себе суженого. В этот день молодые парни и девушки забирались на освободившиеся от снега пригорки и там водили хороводы, пели песни, играли в коллективные игры. От названия этих пригорков и пошло название Красная горка – ведь «красный» имеет еще и значение «красивый».

Женский день

Красная горка считалась в основном женским праздником – у славян весна ассоциировалась с женским началом, дарующим жизнь. В этот день девушки и молодые женщины, запасшись оставшимся с Пасхи угощением, собирались на пригорке и пели песни-веснянки, которыми «закликали» или «заигрывали» весну. После этого девушки одаривали всех крашеными яйцами, ели в этот день в основном яичницу, как блюдо, символизирующее продолжение жизни. Девушки пели обрядовые песни, призывающие весну. Иногда обрядовые действа начинались затемно – бабы и девушки обходили деревню, обмахивая ее новыми холстами или полотенцами, чтобы изгнать злых духов. После этого сельчане собирались на пригорке встречать восход солнца, а если небо было закрыто облаками, жгли костры, считая, что огонь символизирует солнце. Затем прямо на земле на принесенных холстах накрывали праздничную трапезу. Затем все шли в храм помолиться, хотя церковь и не одобряет разнообразных языческих обрядов, считая их пережитком идолопоклонства. После церкви люди шли на кладбище, чтобы попросить помощи у предков.

Все подружки по парам в тишине разбрелися

После того, как долг перед предками исполнен, начиналось то, из-за чего праздник Красная горка так любим: «смотры невест», венчания и празднования свадеб, а также посиделки с родными и соседями. На всех праздничных застольях всегда на столе были крашеные яйца – символ жизни. Потом начинались совместные гулянки девушек с парнями, молодежь жгла костры, водила хороводы, пела и танцевала. Оставаться в этот день дома считалось дурной приметой – мол, либо мужа не найдешь, либо невеста самая завалящая достанется. В ходу были и коллективные игры, катания на качелях и каруселях, прыжки через костер, также сельчане обходили дворы с прославлением молодоженов, поженившихся или обручившихся на прошлую Красную горку. Песни девушек в этот период были традиционно связаны с пробуждением земли: «Посеем лен», «Со вьюном я хожу», «А мы просо сеяли» и т.д. Гулять вместе с парнями не возбранялось, но на Красную горку гуляния были весьма целомудренными – в это время девушки вели себя с парнями строго: время более свободных обрядов (как, например, летом, на Ивана Купалу) еще не настало. Не приятны на Красную горку были и совместные и тем более танцы парные парней и девушек. В то же время совместные игры и другие развлечения были более свободными – например, при качании на качелях, куда девушки забирались с помощью парней. Парни качали девушек, выполняя все их пожелания, и не требуя в качестве платы поцелуев, как это принято во время летних гулянок. Вообще молодежь, да и сельчане постарше старались, как следует, нагуляться в этот день – ведь впереди была крестьянская страда, когда всем уже не до отдыха.

Свадьбы на Красную горку

На Красную горку уже открывался сезон свадеб, хотя их было еще немного. Жениться в это время считалось престижным – это могли себе позволить только зажиточные семьи (осенью по окончании крестьянских работ после сбора урождая это было дешевле). Поэтому свадьбы на Красную горку до сих пор считаются счастливыми, и многие молодожены стараются назначить регистрацию именно на этот день. Таким образом, в этом году 19 апреля – отличный день для свадьбы. Также удачными считаются следующие после Красной горки апрельские дни: 20, 22, 24, 26, 27, 29 апреля.

Народные обычаи и приметы на Красную горку

Если парень или девушка на Красную горку останутся дома – счастливой судьбы можно не ждать. Девушка рискует засидеться в девках, а парень может остаться бобылем, или ему достанется косая-рябая невеста. Кто на Красную горку молитвы читает – тот свою жизнь удлиняет, гласила народная примета. На Красную горку бросишь в колодец монетку – привлечешь счастье. На Красную горку умоешься с иконы – станешь богатым. Традиция идет от народного обычая мыть иконы по весне после Светлой седмицы, потом этой водой следовало умыться самому. Еще был обычай у девушек умываться на Красную горку дождем, желательно в грозу, при блеске молний – считалось, что это помогает сохранить красоту и молодость. Еще в этот день были приняты различные забавы с крашеными яйцами, желательно красными: их по очереди скатывали с горки – у кого прокатится дальше всех и при этом не разобьется – тому и удача. В этот день вода вообще была в почете – например, парень мог на Красную горку облить водой свою избранницу. Если, проделав это, жених не засылал к мокрой красавице сватов, она считалась опозоренной и могла остаться в девках.    

Елена Янкелевич
Закрыть