Лента новостей
Поиск
loop
Россия
Кинодрама о побеге Сноудена вызвала в России фурор

Кинодрама о побеге Сноудена вызвала в России фурор

22:36  13 Апреля 2015
894

Российской аудитории представили фильм «Терминал F» о бегстве в Россию Эдварда Сноудена. Корреспондент ФАН пришел посмотреть серьезное журналистское расследование, а увидел неплохую остросюжетную документальную драму. Команда журналистов из Копенгагена и Гамбурга, при участии телеканала RT, проделала большую работу. Журналисты взяли десяток интервью у всех причастных лиц, включая самого Сноудена и Джулиана Ассанжа – еще одного преследуемого властями информационного активиста. Съемочная бригада с хронологической аккуратностью проследила за побегом кибербунтаря из Гонконга в Москву. В бешеном ритме кадры хроник сменяются на экране, кусочки интервью и постановочные кадры в духе сериала «24 часа». Политики, журналисты, родственники выступают рассказчиками, подробно описывая злоключения самого известного в мире «крота» АНБ. Однако после просмотра возникает ряд вопросов. Прежде всего, для кого снята лента? Подготовленного зрителя «Терминал F» вряд ли удивит. Факты, представленные в картине, нетрудно найти в прессе времен информационного скандала. Даже фрагменты интервью журналистов, представителей АНБ, юристов и самого Сноудена вызывают чувство дежавю. Неподготовленный – будет смотреть фильм как остросюжетный триллер о том, как мировые разведки ловили «Крота». Инсценировки, рваный клиповый монтаж, фотографические кадры даже во время синхронном, постоянные лирические паузы и со вкусом подобранная музыка создают ощущение, как при очередном просмотре Дэвида Финчера. Но тогда остается непонятным, а что такого этот Сноуден раскрыл? Рассказал, что за интернет-пользователями следят? Иронично, что в день российской премьеры «Терминала F» по новостным ресурсам прошла информация, будто бы Роскомнадзор получил право читать личную переписку россиян. О том, что фильм, прежде всего, – триллер, говорят и типичные кинематографические штампы. Сноудена и экс-директора АНБ Рейгана представляют как вечных антагонистов. Периодически зрителю дают развлечься нехитрыми шпильками в стиле RT – будь то отрывок пресс-конференции приснопамятной Джен Псаки, неловко молчащие Владимир Путин и Барак Обама. Некоторые ходы упрощены в угоду зрелищности – эпизод, где журналисты на полном серьезе ищут Сноудена с помощью YouTube и Google Maps, вызывает улыбку у тех, кто знает, как Корпорация Добра собирает данные своих пользователей. Порой фразы и отрезки интервью словно написаны голливудскими сценаристами: «Эй, будь осторожнее там!», «Вы прислали за мной настоящего ниндзя!» и прочие фразы кажутся немного наигранными. Однако приходится постоянно поправлять себя: кино-то документальное, это живые люди! И в этом, вероятно, главная находка фильма. В обертке a la «Карточный домик» зрители увидели тщательную журналистскую работу, которая за час экранного времени передает содержание десятков репортерских материалов и не дает заскучать.

Алексей Громов
Новости партнеров