
Нейросети постепенно проникают во все сферы жизни человека. Они создают картины, сочиняют музыку, разрабатывают программное обеспечение и даже пишут статьи. Но есть такие области, где замена человека нейросетями представляется с трудом. Например, школа. Сможет ли нейросеть заменить учителя, в интервью ФАН рассказал R&D-специалист онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Влад Корнышев.
— Для чего сегодня используются нейросети?
— Совсем недавно все мои коллеги, и я, в том числе, говорили о том, что нейросети сфокусированы на автоматизации только рутинных задач. Но в последнее время технологии все больше проникают и в такие сферы деятельности, за которые обычно отвечает человеческий интеллект.
— То есть замена человеческого интеллектуального труда компьютером началась?
— Можно сказать и так. Например, новая модель GPT-4 от Open AI совершила прорыв в области изучения языков, и теперь многие языковые школы принялись внедрять эту разработку в свои образовательные процессы. В нашей школе тоже благодаря GPT-4 появился виртуальный помощник для самостоятельного развития разговорной практики на основе генерации диалоговых ситуаций.
Как эксперт по разработке могу точно сказать, что только изучением языка не ограничится. Таким моделям можно показать скриншот с примером из математики, и она выдаст правильный ответ. Также можно подключить модель к решениям на олимпиаде или в тестах, и с большой вероятностью мы увидим правильный результат.

— В каком направлении будут двигаться разработки в ближайшее время?
— На сегодня мы видим большой прогресс именно в диалогах: модель ведет себя практически как живой человек. Этому способствовало обучение с подкреплением (RLHF - reinforcement learning from human feedback), при котором алгоритм обучается по системе поощрения и наказания. Одна модель — отвечает на вопросы. Вторая — проверяет ответы. Если первая ответила неправильно, то вторая либо штрафует, либо вознаграждает. Так как модель обучалась на людях, чтобы быть человечнее.
— Что это значит?
— С одной стороны, это огромная польза для образовательного процесса. Учитывая все разработки сферы EdTech — распознавание речи и письма, оценка прогресса, автопроверка домашних заданий, а теперь еще и виртуальный собеседник для диалогов на английском — собран большой массив различных данных, который поможет любому учителю персонализировать процесс. По сути собран «экзоскелет» учителя.
— Получается, что профессия учителя исчезнет?
— Мой ответ — нет. Но она совершенно точно трансформируется. Это будет профессия на стыке коучинга и тьюторинга (создание индивидуального образовательного пространства, наставничество — Прим. ФАН.), задача которой будет, учитывая всю собранную персонализацию, направлять ученика в его образовательной траектории к его индивидуальной образовательной цели. И вот с этой задачей нейросети будет уже сложно справиться.

— Почему же? Разработают новые алгоритмы, она обучится и этому.
— Дело в том, что человеческие эмоции невозможно оцифровать, люди могут скрывать их или притворяться. У искусственного интеллекта (ИИ) нет эмпатии, именно поэтому нейросеть не справится с тем, с чем способен справиться человек.
— В чем еще бессильны нейросети?
— Мы много говорим о приоритете развития у наших детей навыков и компетенций будущего, и в этом тоже пока не сможет помочь нейросеть. Такие навыки как критическое мышление, креативность, командная работа, нейрость оцифровать не сможет. Например, изучает ученик закон всемирного тяготения, и в этом контексте ИИ будет без конца подсказывать ему упражнения и материалы по этой теме. Живой учитель мыслит метапредметно и отталкивается от своего опыта общения с учеником, потому может предложить решить ситуацию или пример из другой области, чтобы проверить понимание материала.