Эксперт Лебедев объяснил тенденцию роста потребления крепкого алкоголя в РФ

Эксперт Лебедев объяснил тенденцию роста потребления крепкого алкоголя в РФ

Розничные продажи крепкого алкоголя выросли в России на 7,5% в 2022 году. Отечественные производители активно замещают импортные напитки. Изменилась ли модель потребления алкоголя, стали ли потреблять больше крепких напитков и каковы тренды отрасли на ближайшую перспективу? На эти и другие вопросы для ФАН ответил старший преподаватель департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Менеджмент в ритейле» Александр Лебедев.

По мнению эксперта, рынок алкогольных напитков серьезно меняется, благодаря государственной политике регулирования сектора, происходящей в последние несколько лет. Ключевые факторы изменений — введение акцизных марок и создание системы контроля ЕГАИС в 2006 году. Кроме того, с 2009 года реализуется государственная антиалкогольная политика.

«Согласно статистике, каждый год злоупотребляющих алкоголем становится меньше, а ведущих здоровый образ жизни — больше. Как следствие, меняются паттерны потребления: мы стали чаще пить легкие и слабоалкогольные напитки, и не только "по праздникам", — так называемая "южная модель" стран Средиземноморья. Традиционная для России "северная модель" с превалированием крепких напитков сдает позиции», — отметил Лебедев.
Эксперт Лебедев объяснил тенденцию роста потребления крепкого алкоголя в РФ

Также, обратил внимание собеседник ФАН, в 2022 году рынок крепкого алкоголя находился под давлением резких изменений логистических цепей поставок импортного алкоголя. Некоторые поставщики вообще ушли. Колебания в курсах валют еще один фактор не в пользу зарубежного алкоголя.

«Все это неизбежно повлияло на рынок импортного вина. Поэтому в выигрышной позиции оказались российские производители водки и крепких напитков. Таким образом, по итогам 2022 года мы наблюдаем рост продаж крепкого алкоголя», — объяснил специалист НИУ ВШЭ.

Однако, подчеркнул Александр Лебедев, резкие колебания 2022 года и увеличение продаж крепких спиртных напитков — лишь временная реакция рынка. Долгосрочный тренд заключается в увеличении доли легких алкогольных напитков.

«Социологическое исследование НИУ ВШЭ это подтверждает: россияне 14-22 лет стали употреблять алкоголь более чем в два раза меньше за последние пятнадцать лет. Да, сегодня старшее поколение, вероятно, снимает стресс крепким спиртным. Это сказывается на показателях рынка, но неизбежен возврат к долгосрочному устойчивому тренду на снижение интереса к крепкому алкоголю», — резюмировал эксперт.
Эксперт Лебедев объяснил тенденцию роста потребления крепкого алкоголя в РФ

Ранее доктор медицинских наук, академик РАН и политик Геннадий Онищенко оценил меру Росстандарта для российских отелей с сервисом «все включено» неограниченно предоставлять постояльцам алкоголь отечественного производства. По мнению эксперта, такой шаг сделан в интересах «алкогольной мафии» и наносит удар по здоровью нации.