
После начала конфликта на Украине, большинство стран-участниц НАТО отвернулось от России. Многие из них неоднократно вводили и продолжают вводить санкции, демонстрировать свою антироссийскую позицию и так далее. При этом Турция, также входящая в состав Североатлантического альянса, по-прежнему сохраняет неконфликтные отношения с РФ.
Почему Турция не поддалась всеобщим настроениям, царящим в НАТО, продолжая вести политические отношения с Россией «по-своему»? На этот вопрос в беседе с корреспондентом ФАН ответила французский политолог, профессор публичного права Карин Беше-Головко.
«С одной стороны, Турция действительно заняла по отношению к России особую позицию, сохраняя двусторонние отношения. С другой стороны, эту "особую позицию" не стоит и переоценивать. Она не мешает Турции оказывать Украине существенную военную помощь, да и в медийно-политическом поле риторика Турции является безоговорочно проукраинской», – объяснила политолог.
По мнению собеседницы ФАН, если говорить о причинах «особой позиции» Турции, то она отвечает ее экономическим интересам, демонстрируя, что Турция политически является более самостоятельной, чем, например, страны Евросоюза.
«Но думаю, что позиция Турции соответствует и интересам США с НАТО. Атлантистам нужен был канал взаимодействия с Россией, канал оказания на нее дипломатического и политического давления в рамках разнообразных переговоров, и Турция подошла для этой роли почти идеально», – считает Беше-Головко.
Иначе говоря, Запад в определенном смысле манипулирует политической самостоятельностью Турции и ее репутацией относительно независимого игрока, проводя через Турции нужные Западу инициативы, заметила эксперт. Однако при этом сохраняют видимость полного разрыва отношений с Россией.
«Вспомним зерновую сделку или переговоры в Стамбуле в первые месяцы СВО, повлекшие "жесты доброй воли" с российской стороны. Все это были на самом деле атлантистские инициативы, но внешне они выглядели именно как результат работы турецкой дипломатии. Мне кажется, что такая методика сохранится и в дальнейшем. В этом плане "особая позиция" Турции требует к себе крайне внимательного и осторожного отношения со стороны России», – подытожила Карин Беше-Головко.
Ранее Энтони Блинкен потребовал, чтобы Турция открыла путь Швеции в НАТО. Госсекретарь отметил, что вопрос расширения НАТО не является двусторонним вопросом с Турцией, в связи с чем администрация Джо Байдена активно поддерживает вступление Швеции и Финляндии в Альянс «как можно быстрее».