
VK собрался переехать с Британских Виргинских островов в Калининградскую область. Релокация компании в специальный административный район РФ убережет холдинг от блокировок и посягательств на его активы со стороны представителей недружественных стран, уверен председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов.
Ранее стало известно, что VK ведет переговоры с калининградскими властями о перерегистрации на остров Октябрьский — специальный административный район Калининградской области. Кроме того, VK разрешила сотрудникам удаленный режим работы только на территории нашей страны.
Как отметил в авторской колонке для ФАН депутат, понимая, что геополитика все сильнее вмешивается в бизнес-процессы и создает угрозы для зарегистрированных за рубежом компаний, российские законодатели упростили регистрацию иностранных компаний в специальных административных районах РФ.
Когда в бизнес вмешивается геополитика. Колонка Сергея Гаврилова
Переезд VK на территорию России — это правильный шаг, поскольку Британские Виргинские острова включены нашей страной в список недружественных государств. Редомициляция (реорганизации юрлица, при которой меняется юрисдикция и юридический адрес компании — Прим. ФАН.) откроет холдингу VK новые возможности привлечения финансирования внутри РФ. Понятие глобальной компании сегодня стирается, а переезд поможет уберечь VK от блокировок и посягательств на его активы со стороны представителей недружественных стран. Если раньше можно было вполне спокойно зарегистрировать компанию где-то в Европе, на Кипре или в США, и при этом полностью вести бизнес в России, то сейчас в дело вмешалась геополитика, и такой сценарий перестал быть возможным.
В 2022 году в структуре холдинга VK произошли изменения. В сентябре компания продала международное игровое подразделение My.Games, а уже в декабре My.Games объявило об уходе с российского рынка. В ноябре стало известно о безвозмездной передаче нидерландской Prosus своей доли в VK (25,9%) в пользу российской компании. После этого VK объявила о намерении инвестировать 300 миллионов рублей в российские студии видеоигр, речь идет об инвестициях в проекты, находящиеся на стадии прототипа или ранней разработки.
Мы законодательно упростили регистрацию иностранных компаний в российских специальных административных районах (САР), в частности на острове Октябрьском в Калининградской области. Это была как раз одна из инициатив по поддержке граждан и бизнеса в условиях зарубежных санкций. Смягчение режима САР и привлечение новых резидентов помогут обеспечить их переезд в Россию, такие переезды сейчас крайне востребованы в условиях новых санкций. Для перерегистрации не нужно подтверждать деятельность на территории нескольких государств.
С полугода до одного года сейчас увеличен срок инвестиций, которые должны сделать иностранные компании. С 10 до 30 рабочих дней расширен срок предоставления документов, подтверждающих вложения. На 10 лет (до 1 января 2039 года) продлены возможности применения норм иностранного корпоративного права для международных компаний.
Сейчас действуют послабления к комплекту документов для переезда в САР и установление возможности регистрации на территории САР международных личных фондов и внесения туда российского имущества стоимостью не менее 5 млрд. рублей. Международные фонды могут быть как общественно полезные, так и личные. На общественно полезные международные фонды будут распространяться нормы, регулирующие в настоящее время деятельность международных фондов, а для деятельности международных личных фондов введено самостоятельное регулирование. Кроме того, в Великобритании пару лет назад появилось правило «person of significant control», которое при определенных условиях заставляет раскрывать бенефициаров трастов. В Евросоюзе также есть определенные условия, когда в отношении компании будет применяться очень много требований по раскрытию их бенефициаров. По нашему российскому законодательству, с учетом изменений над которыми работал наш профильный комитет, ПАО теперь могут в ограниченном формате раскрывать информацию и только ту, которая потенциально не приведет к введению против них санкций.