«Бессовестные твари»: жители запорожской Васильевки обратились к артиллеристам ВСУ

«Бессовестные твари»: жители запорожской Васильевки обратились к артиллеристам ВСУ

Корреспондент ФАН побывал в небольшом городке Васильевка Запорожской области, который практически ежедневно подвергается атакам со стороны ВСУ. Журналист зафиксировал последствия свежих обстрелов на улицах города, а также поговорил с местными жителями.

Город Васильевка расположен на границе Запорожской области и Украины, недалеко от линии боевого соприкосновения, которая проходит по Днепру. Будни прифронтового района — это, как правило, череда «прилетов», «отлетов» и восстановительных работ. Впрочем, восстановительные работы в городе удается оперативно провести далеко не всегда. Например, к концу длинных февральских выходных украинские войска обстреляли местный автовокзал, который теперь стоит полуразрушенный и огороженный сеткой-рабицей.

«Бессовестные твари»: жители запорожской Васильевки обратились к артиллеристам ВСУ
Вот, лишили нас единственного автовокзала, теперь водителям приходится высаживать людей в других местах. Когда его восстановят, пока непонятно, — с сожалением говорит моя сопровождающая, сотрудница местной администрации Оксана. – Прицельно ли украинцы били по вокзалу? Нет, не думаю. Судя по тому, что по нашему городу прилетает почти каждый день, и в самые разные места, думаю, они стреляют, куда придется.

По мнению Оксаны, автовокзал украинские военные обстреляли из 155-миллиметровой американской гаубицы М777. Об этом говорит и форма воронок, и тот факт, что после обстрела практически не осталось крупных осколков.

— Когда нас обстреливают из "Хаймарсов", то осколки или части ракет обязательно остаются, — говорит она.

Оксане на вид чуть меньше тридцати, она обладает яркой южнорусской, даже немного цыганской внешностью — черные волосы, яркие голубые глаза и абсолютная пластичность в движениях. Она, как магнитом, притягивает внимание местных мужчин, в том числе военных – с ней на каждом углу здороваются и машут рукой.

— Оксана, а не страшно вам так жить, под обстрелами, когда ракета или снаряд могут прилететь практически куда угодно? — спрашиваю я.

— Не, не страшно! — отвечает Оксана и улыбается. – За год с начала военной спецоперации мы тут уже ко всему привыкли. Они стреляют по нам, а мы живем обычной жизнью – помогаем людям, восстанавливаем разрушенное, принимаем «возвращенцев» А если постоянно думать о том, что тебя убьют, то жить здесь будет просто невозможно. Но про себя я-то точно знаю, что со мной ничего плохого не случится – я заговоренная, и меня Бог бережет.

«Бессовестные твари»: жители запорожской Васильевки обратились к артиллеристам ВСУ

По словам Оксаны, жители Васильевки, уехавшие из города после начала военной операции, постепенно возвращаются в родные места, «потому что Родину ничем не заменишь». За последние пару месяцев сюда вернулись уже несколько десятков жителей, утверждает девушка.

Оксана ведет меня к своим знакомым – дяде Валере и тете Люде, чей участок боевики ВСУ обстреляли из гаубицы в тот же день, рано утром. На участке уже вовсю идут восстановительные работы — сын пожилой пары, Валентин, с командой помощников заново перекрывает шифером крышу родительского дома, часть которой разметало взрывом. При виде камеры Валентин закрывает лицо руками, и наотрез отказывается попадать в кадр, ссылаясь на то, что «по работе часто бывает в Запорожье, которое сами знаете под кем».

Его мать, 76-летняя тетя Люда, показывает мне свежие результаты обстрелов ВСУ – разорванные потолки в гостиной и на кухне, а также испорченный осколком холодильник.

«Бессовестные твари»: жители запорожской Васильевки обратились к артиллеристам ВСУ
Он прямо во-от сюда влетел, — показывает она пальцем на дырку в двери холодильника. — А потом еще пробил нижний ящик с соленьями, всю нашу морковку маринованную разметал, гад!

В нижнем холодильном ящике действительно зияет приличная дыра, но сам по себе холодильник, как ни странно, работает. Намного меньше, по словам хозяев, повезло летней душевой кабине – взрывной волной ее смяло и отбросило в самый дальний конец участка, восстановлению она не подлежит.

— Круто они тут повеселились утром, сволочи! Но главное, что у нас никто не пострадал, все живы и здоровы…А ведь выйди я в тот момент в летнюю кухню, этот чертов осколок прошил бы меня насквозь, — грустно сообщает тетя Люда.

На вопрос, не страшно ли жить под постоянными обстрелами, она отвечает: «Ну, конечно, страшно, еще как! Но здесь – наш дом, наша земля, и мы отсюда никуда не уедем!»

Я спрашиваю, что бы она сказала тем артиллеристам, которые разрушили ее дом, если бы могла взглянуть им прямо в глаза.

— Сказала бы: «Твари вы бессовестные, живых мирных людей здесь убиваете! Была бы у вас совесть, она была вас точно насмерть замучила! — подумав, сообщила женщина.

Мы с Оксаной едем осматривать автовокзал, который еще недавно был одним из главных точек притяжения в Васильевке. Автовокзал выглядит грустно – с тыльной стороны он вообще напоминает какой-то давно заброшенный недострой. А его фасад, украшенный многочисленными рекламными надписями и торговыми павильонами, изрядно потрепан недавними «прилетами». Многие павильоны и прилавки смяты взрывной волной, а на площадке, куда должны приезжать автобусы, зияет несколько здоровенных воронок от взрывов. Рядом с одной из них – поваленная сопора освещения, всюду валяются погнутые взрывом дорожные указатели.

«Бессовестные твари»: жители запорожской Васильевки обратились к артиллеристам ВСУ

По словам Оксаны, Васильевка сегодня – почти идеальная мишень для украинской армии. Она находится на возвышении, и отсюда до линии соприкосновения 7-8 километров по прямой, как говорится, рукой подать.

А американские гаубицы имеют дальность стрельбы в 30 километров, поэтому до нас они легко добивают. А перехватывать гаубичные снаряды наши военные просто не могут, я спрашивала, — грустно отметила Оксана.

Впрочем, артиллерийская активность ВСУ здесь, как правило, не остается без ответа. Когда мы с Оксаной стояли на одной из улиц Васильевки, мимо нас в сторону соседнего поля проехало несколько тентованных военных машин русской армии. Через некоторое время оттуда послышались гулкие звуки «отлетов» — российские артиллеристы работали по противоположной стороне Днепра.

«Бессовестные твари»: жители запорожской Васильевки обратились к артиллеристам ВСУ

Впрочем, говорит Оксана, уезжать из Васильевки для нее никакого смысла нет.

— Страшны не обстрелы, для меня гораздо страшнее не помочь тем людям, которые в этом остро нуждаются. А здесь я ежедневно ощущаю свою нужность, как нигде более, — неожиданно говорит она и снова улыбается.

Оксана рассказывает, что совсем недавно развелась с мужем, и, «как хороший мужик, оставила ему все свое имущество».

— Теперь я живу здесь, в Васильевке, на съемной хате, но ни на что не жалуюсь. Я работаю в администрации, и у нас есть возможность помогать местным жителям, которые нуждаются в деньгах, продуктах, или просто попали в беду. Ведь в материальном плане Россия нас сейчас полностью обеспечивает, при Украине такого и в помине не было. А когда твои действия кому-то помогают, и люди потом благодарят тебя от души, это – ни с чем не сравнимое чувство, — сообщает она.

Что касается мужа, то он, по словам Оксаны, не только не оценил ее жеста с оставлением имущества, но и «достает ее по-всякому, как только может».

— Я пока держусь, но вообще-то я придумала для него очень-очень неприятный сюрприз, который заставит его отстать от меня навсегда, — загадочно говорит Оксана, и лицо ее принимает жесткое выражение.

По ее словам, в свободное от работы время она занимается спортом и ухаживает за своими козами, которых у нее несколько.

— Вот, совсем недавно одна из моих подопечных, Марта, двоих козлят родила. Так что мне и дома теперь есть, за кем ухаживать, — поясняет девушка.

Я спрашиваю ее, можно ли попасть на «переправу», как ее здесь называют. Дело в том, что до последнего времени в Васильевке был расположен один-единственный переход через линию фронта для гражданских. Когда он работал, люди с украинской стороны проезжали сотни километров на своих машинах, чтобы попасть сюда и вывезти свои семьи на российскую сторону Днепра.

«Бессовестные твари»: жители запорожской Васильевки обратились к артиллеристам ВСУ

Но теперь, по словам Оксаны, «переправа» уже давно не работает – в конце прошлого года украинские военные перестали пропускать гражданские машины на «оккупированные территории».

— Просто желающих с той стороны скапливалось так много, что для киевского режима это выглядело, как настоящий позор. Сразу было видно, куда люди стремятся ехать, а откуда бегут сломя голову. Вот они и решили «прикрыть лавочку», — сообщила она – Теперь там только военные стоят, но их все равно снимать нельзя. Так что ехать на «переправу» нет никакого смысла.

На вопрос ФАН, как она видит свое будущее, Оксана уверенно сообщает – только в Васильевке. — Когда закончатся боевые действия, в городе нужно будет восстанавливать нормальную жизнь. У нас же здесь и предприятия сохранились – завод технологического оборудования, фабрика по производству масел и так далее. Кроме того, у нас есть прекрасные рекреационные возможности – природа красивая, Каховское водохранилище. Если здесь построить несколько современных баз отдыха, то от туристов отбоя не будет! Главное – дожить до нашей победы! – заключила Оксана.