Сергей Королев: человек, опередивший время
Сегодня, 12 января, исполнилось 116 лет со дня рождения выдающегося русского конструктора Сергея Королева – отца отечественной космической программы. Его жизнь была полна удивительных и масштабных событий, а проекты, которое он оставил после себя, составляют славу российской космонавтики и по сей день. ФАН предлагает своим читателям вместе вспомнить, как жил и создавал будущее для всего мира этот выдающийся человек.
Общественное достояние
wikipedia.org
Происхождение легендарного конструктора
Сергей Королев родился поздним вечером 30 декабря 1906 (12 января 1907) года в городе Житомире в семье учителя русской словесности и дочери купца из Нежино. В возрасте трех лет его перевезла к себе бабушка, жившая в этом городе.

Споры о том, какой национальности был Сергей Королев, не утихают до сих пор. Немного ясности в этот вопрос в комментарии для ФАН попытался внести историк Александр Свистунов.

«Известно, что Королев родился на территории современной Украины, и на основании этого факта его иногда относят к украинцам. Хотя, скорее, было бы правильным сказать, что он был подданным Российской империи, поскольку Украины в политическом смысле тогда никакой не было.

И отец, и мать Королева в быту говорили исключительно на русском. С литературным украинским будущий ракетостроитель, конечно, был знаком хотя бы из школьной программы, однако владел им скверно, в чем сам признавался. Кроме того, уже с 1926 года, после переезда в Москву, Королев во всех документах фигурировал именно как русский».

Общественное достояние
wikipedia.org
Страсть к небу
4 июня 1911 года в Нежине состоялось событие, сильно повлиявшее на будущего конструктора: туда приехал один из первых русских летчиков, популяризатор воздухоплавания и авиации Сергей Уточкин. Показательный полет, устроенный энтузиастом, потрясло мальчика: на его глазах сказочный ковер-самолет стал реальностью. Позже он восхищенно рассказывал своей матери об этом событии.

В итоге молодой человек решил связать свою жизнь с авиацией: в 1924 году он поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, а уже осенью 1926 года перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана. Там он получил известность как подающий надежды авиаконструктор, а в 1929 защитил дипломную работу под руководством Андрея Туполева, впоследствии перейдя к нему на работу. В его ЦАГИ Королев спроектировал планеры «Коктебель» и «Красная Звезда», а также легкий самолет СК-4.

wikipedia.org/Общественное достояние
Знакомство с Константином Циолковским стало ещё одним поворотным моментом в карьере начинающего конструктора: под его влиянием он загорелся идеей построить ракетоплан. Вместе с единомышленниками Королев создал группу изучения реактивного движения (ГИРД), которая уже в 1932 году превратилась в государственную научно-конструкторскую лабораторию по разработке ракетных летательных аппаратов. Благодаря ее работе были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

Период с 1933 по 1938 года оказался крайне продуктивным в профессиональной жизни Королева: работая в реактивном научно-исследовательском институте НК ВиМД СССР под руководством конструктора Ивана Клейменова, он смог довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — «217» с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — «212» с жидкостным ракетным двигателем.

Mil.ru / CC BY 4.0
wikipedia.org
Великие достижения
Прорывом в карьере Сергея Королева, который окончательно поставил его на путь освоения космоса, стало изучение трофейной немецкой ракеты Фау-2, способной достигнуть околоземной орбиты. В 1948 году он начал летно-конструкторские испытания ее советского аналога — баллистической ракеты Р-1, и в 1950 году успешно сдал ее на вооружение.

После этого успеха в распоряжение Королева было передано ОКБ-1 НИИ-88 МВ СССР, где он вместе с коллегами работал над различными модификациями ракеты Р-1. В 1956 году под его руководством была разработана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, впоследствии взятая на вооружение армией.

NASA / Peter Gorin / Emmanuel Dissais / Общественное достояние
Благодаря разработкам на благо безопасности государства, Королеву удалось приблизить и наступление космической эры для человечества. 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Впоследствии Королевым и его конструкторским бюро ОКБ-1 велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.
NSSDC / Общественное достояние
Однако главным достижением Сергея Павловича, благодаря которому он и вошел в историю, стала отправка человека в космос. 12 апреля 1961 года на разработанном под его руководством корабле «Восток-1» туда отправился Юрий Гагарин. Путешествие было недолгим: космическое судно сделало только один виток, поскольку никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости. За подготовку первой в истории человечества космической экспедиции Королев был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Mil.ru / CC BY 4.0
Впоследствии на околоземной орбите — каждый на своем «Востоке» — побывали такие космонавты, как Герман Титов, Павел Попович, Андриян Николаев, а также Валентина Терешкова. Однако Королев продолжал раздвигать рамки возможного — и вот 12 октября 1964 года на уже более сложном корабле «Восход» сквозь небесную твердь пробились сразу три человека. А 18 марта 1965 года состоялся первый в мире выход в открытый космос, который осуществил Алексей Леонов. .
wikipedia.org / Public Domain
Внезапная смерть прервала череду фантастических побед Королева. 5 января 1966 года он лег на операцию по удалению полипов из прямой кишки, которая пошла не по плану — выяснилось, что вместо малоопасных новообразований у конструктора злокачественная опухоль величиной с кулак, которую решено было вырезать. Королев умер, не приходя в сознание, прямо на операционном столе, не выдержав последствий хирургических вмешательств.
ТАСС
Наследие
Некоторые идеи, которые Королев не успел воплотить при жизни, были реализованы его учениками. Речь идет, в частности, о долговременной орбитальной станции с бытовым отсеком, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования.

Конструктор составил чертежи станции, согласно которым в ней предусматривалась автоматическая стыковка с другими космическими кораблями — прямо на орбите. В 1986 году, через 20 лет после смерти конструктора, проект был реализован в советской космической станции «Мир».

ТАСС
Средства доставки людей и грузов в космос также принципиально не поменялись со времен Королева. Разработанные им корабли и ракеты-носители серии «Союз» с течением времени лишь модернизировались, оставаясь все тем же надежным способом выйти на околоземную орбиту, что и 60 лет назад.
Concierge.2C / CC BY-SA 3.0
wikipedia.org
Не только первый человек в космосе, но и на Луне мог оказаться достижением нашей инженерной мысли. Королев загорелся идеей отправки людей на спутник земли еще в середине 50-х годов, и глава СССР Никита Хрущев всячески поддерживал инициированную тем «лунную программу». Однако отставка Первого секретаря ЦК КПСС в 1964 и последовавшая спустя два года смерть конструктора не позволили реализоваться этим смелым и амбициозным планам.
Также под руководством Королева разрабатывались пилотируемые космические корабли для межпланетных перелетов. Подробно об этом в интервью для ФАН рассказал один инженеров-конструкторов космической техники, работавших под его началом — кандидат в космонавты, разработчик проектов экспедиций на Марс и Луну Владимир Бугров.
Личный архив Владимира Бугрова
«В постановлении правительства от 10 декабря 1959 года нашему конструкторскому бюро было предписано создать пилотируемые станции для полетов к другим планетам, а также станции обитания на них. Имелись в виду Марс и Венера. Про последнюю тогда еще ничего не знали, считали ее подходящей для посещения человеком.

Если говорить конкретно по межпланетной программе, то в ОКБ-1 был отдел под руководством Михаила Тихонравова, где разрабатывался тяжелый межпланетный корабль. К 1962 году возник вопрос о том, что нужно определить место этого корабля в перспективе. Сергей Королев поручил мне разработать концепцию пилотируемой экспедиции на Марс. В итоге я рассчитал большое количество различных вариантов полета, придумал компоновки, подготовил проект с вехами такой экспедиции..
Личный архив Владимира Бугрова
Этот проект, по существу, послужил основой доклада Сергея Королева в конце августа 1962 года на большой межведомственной комиссии под председательством Мстислава Келдыша. В этом докладе он представил перспективы нашей космонавтики и главную цель создания тяжелой ракеты Н1 для экспедиции на Марс..
NASA picture / Общественное достояние / wikipedia.org
Комиссия все одобрила, а утвержденные параметры ракеты были такими, что она должна была выводить на околоземную орбиту 75 тонн модулей. Из них на околоземной орбите предполагалось собрать комплекс для того, чтобы осуществить экспедицию на Марс. Это и был главный замысел Сергея Королева, который он не успел реализовать».
Prt scr youtube.com/Игорь Гришин – наукоград Королёв
По всей видимости, эти смелые планы предстоит воплощать в жизнь уже новым поколениям конструкторов. Справедливости ради, надо отметить, что им будет куда легче, чем Королеву — оставленное им наследие, в том числе, в части незавершенных проектов, открывает большой простор для исследования космического пространства.

Автор: Игнат Старцев