
Член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге, директор лицея №369 Константин Тхостов рассказал в эфире пресс-центра «Патриот», чем система специалитета в высшем образовании лучше болонской, и объяснил, почему школа не заменит семью в надлежащем воспитании детей.
В Минобрнауки РФ сообщили о большом количестве предложений по реформированию отечественной системы высшего образования. В ноябре ведомство представило на общественное обсуждение поправки в закон об образовании, где вместо двухуровневой болонской системы, включающей бакалавриат и магистратуру, предлагается с 2024 года вернуться к специалитету, как преимущественной программе высшего образования в России.

Член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Тхостов считает правильным возврат к специалитету. По его словам, специалитет хорош тем, что человек, закончив обучение и, получив диплом о высшем образовании, может с первого дня приступить к профессиональной деятельности. Болонская система дает человеку широкие знания, но не делает из него узкопрофильного специалиста.
«Бакалавриат — это недообразование, магистратура — это вообще непонятно что. С учетом тех требований, которые сегодня представлены в нашем с вами профессиональном сообществе, наши выпускники-бакалавры, как правило, поступают на магистратуру управленческую, потому что сразу хотят стать генералами, не вкусив всю соль солдатской жизни», — заявил Константин Тхостов.
Отличие специалитета от болонской системы, по словам директора лицея № 369, заключается в том, что образовательный процесс в первом случае строится не только на теоретических основах, но и на практическом закреплении полученных знаний. В бакалавриате системы практик как таковой нет, и российские вузы, понимая их необходимость, включают их по собственной инициативе. Однако эти практики, по мнению Тхостова, весьма поверхностного содержания и никого ни к чему не обязывают.
«Самое страшное, что бакалавриат не предусматривает методической подготовки будущего специалиста. Эти методики уничтожены, и уничтожены повсеместно. Специалитет у нас сохранен только в области здравоохранения», — добавил он.
Помимо высшего образования эксперт считает необходимым, наконец, навести порядок и в начальном образовании. Одной из проблем, по его словам, является не отрегулированность вопросов финансирования семейного образования. В 273-м законе об образовании, вступившем в силу с 1 января 2013 года, прописаны две формы среднего образования: очное в школе и заочное семейное. И если со школьной формой все более-менее понятно — государство выделяет средства на обучение каждого ребенка, то при семейном образовании, отметил член ОНФ, переход денежных средств от государства в семью до сих пор не определен.
«У нас под семейные формы обучения подразумевается выбывание ребенка из контингента, особенно, неудобного ребенка, который не успевает, и дальше это уже проблема семьи, где как, почему и сколько. А самое страшное, что на этой законодательной коллизии греют руки наши коммерческие организации», — рассказал Константин Тхостов.

Касаясь проблемы насилия в школах, когда одноклассники прессингуют своих сверстников или даже высказывают неуважение к учителям, член регионального штаба ОНФ отметил, что решить эту проблему только за счет усилий преподавательского коллектива невозможно. По его мнению, первостепенную роль в воспитании, прежде всего, должна играть семья, и школа должна идти ей в помощь, а не наоборот.
«Ответственность за воспитание целиком и полностью лежит на семье, школа не воспитывает, она формирует личность. Если мы на школу функцию воспитания переложим, то это уже будет верх цинизма — за деньги не воспитывают», — заявил Константин Тхостов.
По мнению директора лицея, чтобы расставить правильные акценты в этом вопросе, необходимо принять федеральный закон об ответственности семьи за ненадлежащие воспитание будущего гражданина РФ.