
Несколько дней назад благодаря усилиям ЧВК «Вагнер» из украинского плена был освобожден протоиерей Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), настоятель Свято-Тихвинского собора в Лисичанске Андрей Павленко, приговоренный Киевом к 12 годам лишения свободы по подозрению в «госизмене». Вместе с ним в Россию были возвращены тела двух летчиков «оркестра», героически погибших под Бахмутом.
В интервью корреспондентам ФАН священнослужитель впервые рассказал, почему попал под пристальное внимание СБУ, с чем ему пришлось столкнуться в заключении и как состоялась процедура обмена.
— Отец Андрей, расскажите, что с вами происходило до начала боевых действий на Украине? Где вы работали?
— Я уроженец Луганской области, родился в Северодонецке. В принципе у меня весь мой род — что по маме, что по папе — мы все потомственные луганчане уже на протяжении двухсот лет, насколько я знаю свою историю, историю своей семьи.
На протяжении 20 лет, вплоть до последнего года, я служил в городе Лисичанск. Мы построили храмовый комплекс, было открыто еще несколько храмов в городе. Помогал я также открывать приходы вокруг Лисичанска, были у меня свои ставленники-священники, которые служат и сейчас в епархии. Общественной деятельностью занимался, вел телепередачу. Но я себя отделял уже в те времена, начиналась уже та самая «украинизация», когда нас начинали подводить потихоньку, что мы не Русская православная церковь (РПЦ), а Украинская православная церковь (УПЦ). Тяжело ведь было в ющенковское время. У нас на Луганщине храмы не захватывали раскольники, как это было в западных пределах.

— А раскольниками вы кого называете?
— Киевский Патриархат, униаты опять-таки. Но уже схватки были с журналистами, политическими деятелями местного совета. Тем не менее я оставался стоять на позициях Русского православия. Неоднократно меня предупреждали, что это рано или поздно закончится плохо, в нашем отечестве многострадальном Украине. Мне говорили ехать в Россию, но я здесь родился-вырос, тут все служили. Где родился, там и сгодился, поэтому служение мое продолжалось и здесь, особенно я очень любил город Лисичанск.
Когда пришел 2014 год, уже стало сложнее, потому что появились «украинские герои» разные — и военные, и невоенные — которые начали откровенно писать в интернете. Опять-таки открытых стычек в приходах не было на Луганщине, потому что линия разграничения рядом, у всех на руках было оружие. Они, видимо, боялись вспышек, особенно религиозных, потому что приходили периодически ВСУ просто побеседовать с прихожанами. Как они всегда любили [говорить]: «Московские попы, вы Гундяеву Кириллу молитесь», вот это все.

— Это уже все в 2014 году?
— Да, это все было в 2014 году. И вот у них все время был конфликт с прихожанами. Был даже такой конфликт в Камышевахе, там приход Вознесенский. Туда приехал представитель уже военной администрации Попасной. И, когда [Петр] Порошенко привез Томос от Варфоломея, он начал уговаривать прихожан и попросился поговорить с людьми — Шакун его фамилия — по поводу церкви. Он начал рассказывать: «Сейчас вам Томос привезут». А народ начал говорить: «Нам этот Томос не нужен. Его Петя себе выписал, пусть с ним и остается». Нас уже вызывали в СБУ на беседы. Они и со мной много беседовали.
— О чем они с вами беседовали?
— Я в соцсетях еще тогда писал. Я понимал, что ставлю под опасность и приход, и все. Я [писал] аккуратно, но тем не менее они эти статьи отслеживали и вызывали. Например, когда Саур-могила была разгромлена, я написал свой комментарий к фотографии, который выставили наши ополченцы. Они (СБУ — Прим. ред.) меня вызывали, говорили: «Вот вы посмотрите, они с Георгиевской ленточкой сидят, вы вот тут оставили пост». Я говорю: «Правильно, у меня дед (он сейчас в здравии, ветеран войны), покойный дедушка родной и прадедушка — все герои Великой Отечественной войны, воевали, все награжденные». «Да нет, это коллаборация», — пошли такие разговоры.

— То есть они вам тонко намекали, что ваши взгляды не соответствуют «политике партии»?
— Да, потом они начали интересоваться: «А почему ты в Москву так часто ездишь? А вот фотографии на сайтах — ты там служишь с владыками, с друзьями-священниками в России».
— Это в каком году было?
— Это уже в 2015 году началось. В 2014 году война была — им не до нас было. И такие беседы были раз в два, раз в три месяца. Я уже понимал, с каким уклоном они идут, потому что два раза они меня заставляли писать объяснительную, но я отказывался.
Конституция Украины, 63 статья — я отказываюсь от показаний против себя и своих родственников. Но уже были посылы: «Вы напишите как есть, и скажите, что вы этим просто интересуетесь, так как вы историк по образованию, вы ради истории это делаете». А я все пишу: «Согласно статье отказываюсь давать показания».
Так это продолжалось вплоть до 2020 года, когда пришла пандемия. Тогда уже пошли откровенные беседы со мной.
Потом пришел февраль этого года, и последний звонок был, что они все эвакуируются, уезжают. Я в принципе не хотел никуда ехать. Я думал, что наши придут быстро. Я оставался с прихожанами, но уже начались обстрелы Лисичанска через четыре дня. Прилетели мины ко мне в приход — уже были выбиты окна в храмах, служить было невозможно. Я оставался в Северодонецке, в Лисичанск не стал переезжать, потому что активная фаза в основном была там. Я в храме, который был мной построен на территории северодонецкой больницы, остался. Там был штаб гуманитарный, и я начал ходить по больницам, причащал больных, отпевал гражданских, которые при обстрелах погибли. Мы сказали, что мы находимся с паствой. Ну и развозил продукты — там же их много привозили — по подвалам.
И вот началось. Они начали, наверное, думать, что я общаюсь с российской армией и типа «сдаю позиции». Ну кто может сдавать? Ну, конечно же, только «московский поп», как они говорят, может сдавать! И утром 18-го [апреля] как раз за мной прибыли — тероборона. Я как раз одет был как сейчас сижу, собрался идти в храм. Страстной понедельник, думаю, хоть и обстрелы, [но пойду].

Я открываю дверь — и вот стоят они, в масках, с автоматами. И сразу вопрос: «Что? Своих ждешь? Собирайся! Поехали». Они меня буквально за шиворот занесли в свою машину. И хорошо, что меня привезли в полицию, а не в тероборону. Потому что там людей убивали. Буквально. Троих человек вообще расстреляли. Они сначала их забрали, допрашивали, убили, потом якобы домой отвозили. А потом давали полосы в газете: «Вот, наехали русские разведчики, убрали своих агентов».
— А за что расстреливали, не знаете?
— Они же тоже переписывались, рассказывали, что скоро придет Россия. В общем, за пророссийские взгляды. Они, естественно, не были никаким агентами, просто [имели] пророссийские взгляды. И вот я оказался в этом полицейском участке, там вскрыли все номера, с кем я общаюсь. В основном радовались, что есть повод за что взять. Меня там, конечно, избили сразу, хорошо мне досталось. И потом полицейские кинули меня в подвал. Там я увидел других людей: как и я, побитые, сидели за пророссийские взгляды. Много людей. А потом появилась СБУ.
Они пришли в полицию ко мне. Они тоже меня избили, а потом продвигали одну тему: «Если хочешь отсюда выйти, то выступи на камеру, осуди патриарха Кирилла, призови к расколу с РПЦ и вступлению в ПЦУ». [Требовали] всем духовенством дружно собраться и заявить о своей проукраинской готовности перейти в эту церковь. Еще был вариант призвать всех на войну «освободительную» против России, причем с мотивацией такой глубокой. И четвертый вопрос: в Попасной есть у меня знакомые, которые воевали на стороне народных республик. [Предлагали] поехать к ним и под видом отпевания вызвать их, чтобы СБУ их арестовало.
И этот [человек] из СБУ по религиям продолжает [требовать], что я должен поехать, послужить у солдат, призвать. Короче, все закончилось, когда я отказался от всех четырех условий. Сказали: «Все, ты не выходишь отсюда». И ушли.
Стоять на своем
— Почему Вы не ездили к украинским солдатам?
— У меня другая позиция по поводу Луганской области и вообще всего. И это все понимали. У меня родители говорили всегда: «Они же знают твою позицию». Они тоже предупреждали. Тот срок, двенадцать лет, который мне Украина вынесла, в принципе, наверное, справедливый за мою позицию – это же все-таки статья 111 статья УК «Госизмена». Хотя госизмена – в чем? Я — не государственный чиновник. Церковь у нас от государства отделена. Я – не военный, не офицер.

— А это все было в Северодонецке?
— Это все было в Лисичанске, в горотделе, в подвале это все происходило. И повезли меня, как они говорят, на этап в город Днепр. Приезжаю я в Днепропетровск, это Екатерининская тюрьма, где СИЗО находится. Кстати, как говорится, как судьбой было намечено: три новомученика я канонизировал. В комиссии для Днепропетровской, для Каменской епархии, которые в этой тюрьме сидели и были расстреляны. Тюрьма знаменитая — первая, куда посадили священство в 1918 году, при Советской власти. И так она до 1939 года была таким местом и заключения, и расстрелов. Вот так Господь меня туда привел — испытать то, что они испытывали.
Вот нас четыре человека привезли, и тут самое интересное началось. Это, как потом выяснилось, «вокзал», куда привозят заключенных, которых они в СИЗО поселяют. Нас поставили в коридор, как это называется, на растяжку. Надо было сделать руками знак «козы» и петь гимн Украины.
Потом приходит доктор, я думаю — точно доктор Менгеле, такой худой в очках. Врач, который дал клятву Гиппократа, должен быть аполитичен или вообще не обращать внимание на все. Потому что им надо написать, что они получили нас в целости или с побоями. Этот доктор пишет и говорит: «Ах вы лугандонцы, дальше мат-перемат, вас, уродов, всех надо перестрелять, твари, вас надо разматывать». И так далее.
И после этого так называемого «вокзала», когда они натешились всласть, нас повели уже в СИЗО. Атмосфера там мрачная, череда камер, которые идут друг за другом. Как я потом выяснил, этот этаж, куда нас перевели, называется «политическим» — для коллаборантов.
— То есть в СИЗО есть отдельный этаж для таких заключенных?
— Да, для коллаборантов. И все люди там бегают, как тараканы. То есть камера открывается, и они все быстренько бегут к стене и стоят. Я понял, что у них панический страх. Сокамерники рассказали, что здесь режим, к нам с политическими заключенными особое отношение. Как только дверь открывается, мы должны сразу подбегать к стене. Когда надзиратели кричат «Слава Украине», мы должны ответить «Героям Слава». Важное уточнение, что мы де-юре граждане Украины, а не Российской Федерации. Такое вот у них отношение к гражданам своей страны.
— Как вам удалось вообще все это перенести?
— Для меня примером были новомученики, 1930-х годов священники. Тюрьма тоже сейчас другая. Там сидит сейчас другой батюшка, вот мы с ним говорили, обсуждали. То, что я сейчас пережил, в наше время дикостью считается. А тогда же все гораздо хуже было, в 30-е годы. И они же это все переносили.
Раскол и «украинизация»
— Скажите, как вы вообще в целом относитесь к политике Украины по разделению Церкви на УПЦ и ПЦУ? В чем причина?
— Ну, мы начнем с самого главного: Украина — светское государство. Церковь отделена конституцией от государства. И поэтому это прямое преступление — уголовное и административное — влезать в дела церковные.
Была именно политика. Политика пришла, что бы они ни говорили. И опять-таки — они же не отделяли католиков от Папы Римского. Ну, давайте будет «Папа Киевский».

Конечно, был лозунг: независимому государству — независимая церковь. Самое главное — паства. Мы живем ради паствы, мы не живем сами по себе. Паства не принимает [новые порядки], и вот надо насильно вот это вот — «мова, религия, Украина», лозунги, которые [появились] после 2014 года.
Это преступление, я считаю, на самом деле. Потому что государство занимается государственным делом. Богу божье, а кесарю кесарево, как Господь сказал. Это действительно преступление — влезать в душу.
Церковь — это единственное, что есть у людей. У многих — вера, православная церковь — это сакральное, дорогое. Зачем лезть в это все? Смысл?
— А как вы считаете, вера может быть неправильной?
— Веры «правильной» нет, есть вера истинная. Вера истинная есть, а все остальное от лукавого — или ты веришь, или ты не веришь. А если ты веришь, ты понимаешь истину, потому что Христос есть истина. И вообще, сколько я ни общался с этими епископами, священниками из ПЦУ, у них Христос заменен Украиной. Украина-Украина-Украина…
У них было и такое, что они гимн Украины перед службой поют, и флаги украинские стоят у них перед иконостасом. А еще, это даже можно посмотреть в интернете, у них бандеровская «икона Божьей Матери» есть – в Киеве в храме стоит, то есть они этим гордятся. Вот у них все в этом – что жовто-блакитные тона, иконы, все это уже подносилось не как Христос, а как национализм какой-то. Оголтелый притом национализм.
История обмена
— Как вам удалось вернуться?
— В принципе надежда была на обмен. Но вот он все затягивался. Мои собратья — священники, которые здесь остались, владыки — обратились к Евгению Викторовичу [Пригожину], и вот он как-то смог [помочь]. Потому что они ходили в разные инстанции, просили, но весь вопрос затягивался очень сильно. Но после их обращения к Евгению Викторовичу с этим вопросом мне дана была весточка, что уже договорились, что будет обмен — и вот он произошел.
Когда уже мой был обмен, ко мне подходит украинский офицер и спокойно, уже без всякого, дает мне — я вообще был в шоке — два российских флага и «вагнеров» три флага: «Батюшка, на вас особая миссия — сейчас два гроба ставят в машину, вы должны покрыть их этими двумя флагами».

Я говорю: «Какая-то молитва?». Говорит: «Нет, мы сейчас отдадим им почести воинские». Они там как-то героически погибли — а я не знал, кто это, я же потом только узнал.
— Это на украинской стороне?
— Да, это мы с украинской стороны стоим, кругом украинские военные. Они отдали им честь. Тихо, спокойно, просто с воинским уважением. И главное, что враги к ним теперь уже сами с уважением относятся. И я думаю, это очень важно.
— Скажите, а что бы вы хотели сказать или передать народу Донбасса и российским военнослужащим, которые сейчас находятся в зоне СВО?
— Ну, хочется всем пожелать прежде всего здоровья, крепости сил, выполнения долга нашего. Чтобы Донбасс, который вернулся снова назад в свою родную гавань, оставался русским, российским. Чтобы мы после страшных этих боев и испытаний снова его отстроили, чтобы он снова был красивым, плодотворным, храмами нашими опять православными сиял. И самое главное – чтобы как можно скорее все миром закончилось, чтобы мир воцарился, это самое главное. Мы за это и должны молиться. Чтобы меньше было убитых с обеих сторон, потому что это тоже все наши люди.
- ✱ - соцсеть признана экстремистской и запрещена на территории РФ