
Материнство – это, в первую очередь, тяжелый женский труд, к которому невозможно всегда быть готовым на 100%. Так или иначе у каждой мамы возникают сложности как и во время беременности, так и после.
Послеродовая депрессия (ПРД) – одно из таких возможных последствий. После пережитого стресса женщина не сразу способна «взять себя в руки» и сразу полностью включиться в роль родителя. Симптомы здесь наблюдаются такие же, как и во время обычной депрессии: раздражительность, апатия, плаксивость, повышенная ранимость и так далее.
Врач-психиатр Евгений Кульгавчук рассказал корреспонденту ФАН о том, чем опасна ПРД. Врач отмечает, что подобное состояние у женщин в его практике встречается в той или иной степени часто. В свое время была разработана комплексная программа по плановой послеродовой реабилитации включающая как психологический поддержку, проработку новых ролей, таких как не только матери, но и новых ролей родителей, рассказал специалист.
Важна и сексуальная реабилитация, восстановление любовных ролей, отмечает эксперт. Все это помогает в этот непростой период, позволяет сохранить психологическое благополучие и нередко спасти семью от кризиса, который может быть чреват и разводом.
Почему же это такая важная проблема? Психиатр отмечает, что факторов здесь несколько. Например, гормональный аспект. Организм женщины действительно испытывает колоссальные гормональные нагрузки, природа готовит таким образом и к вынашиванию, и к выхаживанию младенца.
«Во время беременности существенно увеличивается уровень прогестерона и эстрогена. А сразу после родов уровень этих гормонов стремительно падает вниз. Одновременно начинает расти уровень пролактина, отвечающего за лактацию. Меняет свою работу и щитовидная железа, добавляя в клиническую картину апатию, вялость, сонливость. Конечно, эти резкие изменения могут оказывать существенное влияние на психическое состояние и физическое самочувствие женщины», — объяснил Кульгавчук.
Сниженный потенциал после родов это может быть первое время в пределах нормы. Но ключевым фактором является то, что устав, мама может восстановиться и вновь испытывать радость от общения с ребенком. Если же начинают появляться мысли, что она плохая мать, ей все меньше хочется оставаться с ребенком, все это может говорить о том, что начинается развитие послеродовой депрессии.
«И здесь медлить нельзя, поскольку навязчивые негативные мысли, так называемые руминации, могут вызывать чувство вины на втором круге и усугубление состояния. "Подбадривающие" фразы окружающих о том, что: "ничего, мы тоже рожали, и ничего" усугубляют чувство вины и ухудшают как отношения, так и ситуацию», — отмечает психиатр.
Такое поведение близких может привести к весьма трагическим случаям, вплоть до суицида. К сожалению, подобные сообщения так или иначе появляются в средствах массовой информации. И часто можно увидеть осуждающие комментарии, при этом совершенно очевидно, что человеку просто нужно было вовремя оказать необходимую помощь, делится эксперт.
«Профилактика всегда лучше лечения, и я глубоко убеждён в том, что каждой женщине необходима поддержка на этом непростом этапе. Берегите своих жен. Матери, берегите себя», - подытоживает Кульгавчук.
Ранее воспитатели петербургского детсада вывели детей гулять в снежный буран.