
В России решили рассмотреть вопрос дистанционной торговли алкогольной продукцией. Ранее о такой новации в коридорах власти было недопустимо говорить вслух, но нынче под сурдинку поддержки бизнеса даже самые нелепые и вредные начинания могут найти понимание, высказал свое мнение юрист Александр Хаминский, который два с половиной года назад смог добиться запрета рекламы алкоголя в интернете, «дав по рукам» крупнейшим онлайн-маркетам.
В интервью для ФАН Хаминский пояснил, почему считает дистанционную продажу алкоголя отнюдь не благим делом, а «падением в пропасть».

— Александр Михайлович, стоит признать, что государственная монополия в этой сфере в России существовала всегда, как минимум с петровских времен.
— Действительно, в разное время в большей или меньшей степени российское государство контролировало производство спирта и спиртосодержащей продукции. Дело в том, что в условиях стабильного спроса и низкой себестоимости специальные налоги – акцизы – позволяли существенно пополнять казну. Поэтому за нелегальное производство водки суровая ответственность имела место и в царские времена, и в советские. И лишь в современной России вышло послабление в виде разрешения изготовления алкогольных напитков для собственных нужд граждан.
— Времена меняются, меняется и общественный запрос. Сегодня алкоголь не является дефицитным продуктом, как в недавнем прошлом, он продается практически во всех магазинах. Остается ли смысл в тотальном контроле за его производством и реализацией?
— У контроля со стороны государства есть три основополагающих задачи. Во-первых, сбор налогов. Это касается акцизов и НДС. Во-вторых, обеспечение общественного порядка. Как известно, значительная доля правонарушений, связанных с хулиганством, совершается гражданами в нетрезвом состоянии. В-третьих, забота о здоровье граждан. Это касается, в том числе, необходимости оградить детей и подростков от потребления горячительных напитков, а также создать условия, при которых будет невозможно производство и реализация фальсифицированной продукции. В этих целях создана и функционирует система ЕГАИС – единая государственная автоматизированная информационная система, в которой отражается не только каждая бутылка, проданная в магазине, но и каждая рюмка, проданная в баре.
— Раз уж у нас в стране так хорошо все налажено в части контроля, то чем и кому может помешать дистанционная торговля? Особенно если она будет осуществляться через государственную «Почту России», а личность покупателя и его возраст будет устанавливаться через систему идентификации и аутентификации, которой, кстати, пользуется сервис Госуслуги?
— Хочу ответить вопросом на вопрос: а как дистанционная торговля будет способствовать решению описанной выше триединой задачи? Или от этой задачи России следует отказаться и отпустить вожжи в угоду производителям, импортерам и продавцам водки и вина? Кто кроме них окажется главным бенефициаром такой новации? Государство? Нет, прибыли коммерсантов в сумме превысят налоговые выгоды. А если посчитать, сколько придется потратить на лечение в рамках ОМС людей, чье состояние здоровья ухудшится вследствие дополнительного употребления спиртного, то интерес и вовсе окажется отрицательным.
— Но озвученные предложения предусматривают доставку заказов только через 24 часа. То есть, если кому-то не хватило выпивки и этот кто-то захочет допиться до непотребного состояния, в моменте у него это не получится. Такой алгоритм как раз и призван служить удобству приобретения алкогольной продукции, а вовсе не увеличению ее потребления.
— Вынужден с вами не согласиться. Сегодня закон устанавливает довольно жесткие лицензионные требования к продавцам. В первую очередь это касается наличия помещений, отвечающим определенным критериям, подключение к кассе организации системы ЕГАИС, установление режима работы, отсутствия поблизости образовательных, культурных, спортивных учреждений. И самое главное — это ответственность самого юридического лица и его сотрудников за продажу спиртного несовершеннолетним. Как раз это условие при дистанционной торговле очень легко обойти. Поясню.
Наши бабушки и дедушки в большинстве своем не разбираются в компьютерной технике и не умеют пользоваться интернетом. Но, тем не менее, почти все они зарегистрированы на тех же Госуслугах, получают уведомления и отправляют письма посредством электронной почты. И за них эти операции зачастую совершают несовершеннолетние внуки. Никто не мешает подростку или юноше, воспользовавшись учетной записью своей бабушки, заказать алкоголь с доставкой на дом, причем в то время, когда родителей не будет дома и проконтролировать их никто не сможет.

Хочу обратить внимание еще на один, на мой взгляд, важнейший вопрос. У нас принято множество правовых актов, ограждающих детей и подростков от негативной и вредоносной информации. Это касается курения табака, употребления алкоголя, порнографии и прочего. С точки зрения практической психологии, если перед глазами все время демонстрировать что-то запретное, то, в конечном счете, это захочется попробовать. Сегодня вызывает большие споры сама возможность публикации на сайтах виноторговых компаний информации об ассортименте и ценах на алкогольную продукцию. Причем, чтобы зайти на сайт достаточно щелчком мыши подтвердить, что посетителю исполнилось 18 лет, паспорт никто не спросит. Это никоим образом не ограждает несовершеннолетних от получения вредоносной информации. Тем не менее Росалкогольрегулирование и Федеральная антимонопольная служба допускают такие публикации в качестве информации для потребителей о свойствах товара, запрещая при этом любые упоминания о возможности приобретения иначе, чем это предусмотрено федеральным законом. Разрешение дистанционной торговли алкогольной продукцией перевернет с ног на голову сложившуюся систему ограничения потребления спиртного.