Европа — это про обман: Борис Марцинкевич о перспективах «потолка цен» на российскую нефть

Европа — это про обман: Борис Марцинкевич о перспективах «потолка цен» на российскую нефть

В начале декабря должен вступать в силу запрет на экспорт российской нефти в Европу по морю. Параллельно с этим обсуждается вопрос введения предельной цены на нефть из РФ, однако общего консенсуса странам ЕС пока достичь не удалось. Сегодня специально для ФАН мы задали несколько вопросов по теме эксперту по геоэнергетике Борису Марцинкевичу.

— МИД РФ заявил, что Россия остановит поставки нефти в страны, которые присоединились к ценовому потолку. Как вы считаете, кто кого в данной ситуации? Скорее ЕС лишится российского сырья или РФ европейского рынка? Чьи издержки в данном случае выше?

— Европа в любом случае лишится части российского сырья, что совершенно очевидно. Пятый пакет санкций, принятый в апреле этого года, предусматривает введение с 5 декабря эмбарго на поставку российской нефти морским транспортом. Остаются поставки по магистральному нефтепроводу «Дружба». Германия от таких поставок в одностороннем порядке отказалась, еще и умудрилась отобрать у «Роснефти» акции нефтеперерабатывающих заводов. Остальные страны, связанные с РФ «Дружбой» поставки продолжат. Значит, какой-то объем сохранится. Если действительно будет принят потолок, то дело вовсе не в нашем МИД. У нас верховный главнокомандующий еще более двух месяцев назад ввел совершенно простую форму: есть потолок — нет поставок российских углеводородов, нет потолка — продолжим выполнять все подписанные контракты. Что и произойдет.

— В качестве потолка цен назывались цифры 65-70 долларов за баррель. Польша требует 30 долларов. С учетом себестоимости российской нефти, насколько это вообще адекватные цены и почему они именно такие?

— Польша требует с совершенно очевидной целью — не допустить введения этого потолка цен. Все. Потому что если согласие будет достигнуто, и РФ, как говорил президент, перекроет поставки, то два польских нефтеперерабатывающих завода компании PKN Orlen лишились бы тех поставок нефти, которые ожидаются в 2023 году. По контракту с «Транснефтью» предусмотрено получение 3 миллионов тонн нефти марки Urals. В случае, если Евросоюз так и не введет эмбарго, нефть будет идти. А если введет, то поляки автоматически лишатся этих поставок. Тогда придется искать нефть такого же качества у сторонних поставщиков и везти ее морем. А это однозначно будет дороже, потому что самый дешевый вид транспортировки нефти — это трубопровод. Поэтому Польша и дальше будет торпедировать процесс. Вот сейчас они предложили потолок 30 долларов, дальше предложат 5 долларов, 3 доллара, предложат РФ самой доплачивать за экспорт. Главное, чтобы не было согласия, чтобы эмбарго введено не было.

То есть Варшава намеренно проводит саботаж?

— Ничего личного, только бизнес. Есть 3 миллиона тонн нефти. Умножьте на 7,38 и получите объем в баррелях. Лишать себя такого объема у поляков никакого желания, разумеется, нет. Будем наблюдать то, что наблюдаем. Будут еще совещания по поводу потолка цен. Венгрия скажет, что не хочет никакого потолка, поляки предложат очередную безумную идею. Консенсуса нет, эмбарго тоже не будет.

— Почему предложенные потолочные цены не привязаны к биржевой стоимости нефти и являются фиксированными?

— Думаю, что вот с этим вопросом надо обращаться не ко мне, а к специалистам по психологии и психиатрии. Тут нужны какие-то серьезные специалисты, которые смогут объяснить поведение и мышление европейских чиновников. На сегодняшний день они исходят из того, что стоимость Brent на мировых биржах сейчас от 80 до 90 долларов за баррель. Российская нефть поставляется в Китай и Индию со скидкой 20-25 долларов. Вычитаем и получаем. Идеология крайне проста — если для РФ ничего не изменится, то вдруг она согласится.

— Удастся ли европейцам согласовать потолок до 5 декабря?

— Дискуссии будут продолжаться. Вопрос очень интересный, его можно обсуждать на протяжении очень долгого времени.

— Есть ли перспективы у аналогичных мер в отношении российского газа?

— Предложение о потолке цен на газ от Еврокомиссии мы слышали. Это порядка 3 тысяч долларов за кубометр. Если они считают, что это предел цен, то я думаю Россия возражать не будет. Ведь это касается не только российского газа, но вообще всех поставок газа ото всех поставщиков: норвежских, азербайджанских, катарских, американских, каких угодно. Не думаю, что кто-то из поставщиков согласится работать с Европой, если будет введен какой угодно потолок. Хоть 10 тысяч. Потому что все прекрасно понимают, что Европа — это про обман. Сейчас они введут потолок 100 000 долларов за один литр, поставщики на это согласятся. А через месяц эти ребята соберутся и скажут, что на потолок все согласились, теперь предел 50 долларов. От этого никто не застрахован. Рассматривать европейских потребителей как надежных, с которыми можно каким-то образом сотрудничать, уже никто не пытается. Если они введут потолок, они смогут рассчитывать только на спотовые поставки. Кто на них пойдет? Вполне возможно, что смогут договориться с Норвегией — это 100-110 миллиардов кубометров. Катар работать не будет по такой схеме, они об этом говорили заранее. Остаются США. Это еще примерно 100 миллиардов кубов. Среднегодовой спрос Евросоюза в районе 400. Вот и считайте, хватит им или нет.

Европа — это про обман: Борис Марцинкевич о перспективах «потолка цен» на российскую нефть

— Какие вообще есть перспективы у дальнейшего сотрудничества России с Европой?

— В апреле этого года на совещании по развитию топливно-энергетического комплекса России президент Российской Федерации Владимир Путин сообщил, что в среднесрочной перспективе европейский рынок для наших энергетических ресурсов будет иметь вторичное если не меньшее значение. Нужно разворачивать экспорт на юг и на восток. Вот повестка дня, которую формирует президент Российской Федерации.

Издание Bloomberg со ссылкой на источники сообщает, что Москва готовит президентский указ, который запретит продавать российскую нефть странам и компаниям, поддержавшим потолок цен.