Политолог: Планы Борреля по поставкам ресурсов из Средней Азии выглядят малореалистичными

Политика
Политолог: Планы Борреля по поставкам ресурсов из Средней Азии выглядят малореалистичными

Как заявил накануне глава МИД Евросоюза Жозеп Боррель, ЕС должен расширить связи со странами Средней Азии для того, чтобы создать «новые транспортные коридоры в Азию, не зависящие от России». По мнению экономистов, сегодня эти планы выглядят несбыточными и труднореализуемыми.

Как заявил глава евродипломатии Жозеп Боррель, Россия и Китай продолжают играть ключевую роль в Средней Азии, однако «очевидно, что страны региона хотят диверсифицировать свои отношения», и якобы даже рассматривают ЕС в качестве «предпочтительного партнера».

«Мы должны углубить наши связи с этим регионом и использовать тот огромный потенциал, который он может предложить, с точки зрения поставок энергии, критического сырья и новых транспортных коридоров, не зависящих от России», — считает Боррель.

Главный дипломат Евросоюза пояснил — речь идет, прежде всего, о Среднем и Транскаспийском транспортных коридорах. Инвестиции Евросоюза в регион Средней Азии превысили 100 млрд евро за последние десять лет, что намного превосходит инвестиции РФ и КНР, сообщил Боррель. Ранее президент РФ Владимир Путин, выступая на Совещании по взаимодействию в Азии, заявил, что именно страны азиатского региона являются локомотивом мирового экономического роста.

«Мир становится по-настоящему многополярным, и весьма заметную роль в этом играет Азия, где крепнут новые центры силы», — указал лидер РФ. Россия, по словам Путина, выступает за развитие Азии и создание единого пространства торгового и инвестиционного сотрудничества.

Как напомнил экономический эксперт Борис Кушнирук, Евросоюз уже давно пытается активизировать сотрудничество со странами Средней Азии, чтобы начать получать от них энергоносители в обход России.

«Можно вспомнить такой европейский проект из «нулевых», как NABUCCO — газопровод протяженностью 3,3 тысячи километров, который должен был пройти в обход РФ из Средней Азии напрямую в ЕС. Однако россияне его фактически обессмыслили, построив сначала «Северный поток», а потом и «Турецкий поток». При этом Брюссель так и не смог занять активную позицию, и добиться реализации данного проекта», — напомнил аналитик.
Политолог: Планы Борреля по поставкам ресурсов из Средней Азии выглядят малореалистичными

По словам эксперта, нынешние предложения Борреля выглядят довольно абстрактно, как некие благие пожелания.

«Весь вопрос в том, насколько страны Средней Азии могут самостоятельно решать свои внешнеполитические вопросы — не оглядываясь на мнение России и Китая, от которых многие из них серьезно зависят. Самые большие запасы природного газа в Средней Азии находятся в Туркменистане. Но многолетняя пассивная политика ЕС в регионе привела к тому, что практически все ресурсы Туркменистана были «перехвачены» Китаем. И именно китайские энергетические интересы там сейчас доминируют», — отметил Кушнирук.

Аналитик напомнил — сегодня уже построен целый ряд газопроводов, ведущих из Туркменистана в КНР, и это крайне важные для Пекина диверсификационные маршруты.

«Думаю, в такой ситуации сложно будет убедить официальный Ашхабад направить свой газ в сторону Евросоюза. Потому что, во-первых, однажды Брюсселю это уже не удалось, а во-вторых, сказывается доминирующее влияние Китая. Пекин точно не заинтересован в налаживании подобных поставок природного газа в Европу. Ему намного важнее самому получать этот ресурс, добыча которого туркменами к тому же имеет ограниченные объемы», — сообщил эксперт.

Что касается таких стран Средней Азии, как Узбекистан и Казахстан, то с ними, считает эксперт, такие проекты более реальны — по крайней мере, теоретически.

«При этом их газопроводы экономически выгодно прокладывать в ЕС по коридору через Россию, но она вряд ли даст на это свое разрешение. Есть и еще один вариант — через Каспийское море, через третьи страны. Но это очень дорогие, а также политически сложные проекты, — отмечает Борис Кушнирук. — Поэтому пока трудно сказать, насколько высока вероятность реализации этой идеи, которая вновь возникла в Евросоюзе. В плане поставок энергоносителей, Брюссель всегда делал главную ставку на партнерство с Россией, которое сегодня находится в кризисе из-за спецоперации на Украине. А поставки газа из Средней Азии всегда рассматривались в ЕС как второстепенные. В итоге Китай давно перехватил инициативу в данном регионе, где также очень сильно влияние России. Так что озвученные Боррелем проекты теоретически могут быть реализованы, но не в ближайшем будущем — возможно, в течение 10-15 лет».
Политолог: Планы Борреля по поставкам ресурсов из Средней Азии выглядят малореалистичными

Реализация таких проектов, отмечает Кушнирук — это всегда очень длительный процесс.

«Такие решения не могут быть согласованы, и тем более реализованы в сжатые сроки. К тому же они требуют огромных затрат на инфраструктуру. Подъездные дороги, мосты, переходы, туннели — все это требуется спроектировать, оплатить и изготовить для того, чтобы такой энергетический коридор заработал. Так что это — вопрос весьма отдаленного будущего. Стоит учесть и то, что нынешний украинский кризис когда-то закончится, поставки ресурсов из России вновь станут актуальны для Брюсселя, и тогда подобное прожектерство вновь уйдет в небытие», — заключил Кушнирук.

Напомним, 22 ноября российский холдинг Газпром заявил, что его специалисты зафиксировали «оседание» на Украине российского газа, предназначенного для Молдовы.

«Объем газа, подаваемый Газпромом на ГИС «Суджа» для транзита в Молдову через территорию Украины, превышает физический объем, передаваемый на границе Украины с Молдовой», — заявили газовики.

Суммарный накопленный объем «оседания» российского газа на Украине, по заявлению Газпрома — 52,5 миллиона кубометров газа. Украина это заявление никак не прокомментировала. Ранее власти Молдовы заявляли о дефиците газа и света в стране. Выяснилось, что в ноябре Газпром подтвердил поставку Молдове лишь 5,7 млн ​​кубометров газа в сутки, что составляет 51% от согласованного ранее контрактного объема.