Скульптор Чебаненко рассказал об истории создания памятника Кастро в Москве

Интервью
Скульптор Чебаненко рассказал об истории создания памятника Кастро в Москве

22 ноября 2022 года, накануне шестой годовщины ухода из жизни легендарного кубинского революционера Фиделя Кастро в Москве, в районе Сокол, на площади, носящей имя команданте, был открыт памятник этому выдающемуся человеку. В церемонии открытия примут участие президенты России и Кубы Владимир Путин и Мигель Диас-Канель.

Инициативу создания и установки памятника в своё время вдвинули Фонд им. Ф. Кастро и Российское военно-историческое общество (РВИО). О том, как возникала идея памятника, Федеральному агентству новостей рассказал его автор — скульптор студии военных художников имени Грекова Чебаненко Алексей Дмитриевич.

Скульптор Чебаненко рассказал об истории создания памятника Кастро в Москве

— Российским военно-историческим обществом был объявлен конкурс на создание памятника Фиделю Кастро для установки на площади его имени в городе Москве. И когда конкурс был объявлен, мы с моим коллегой и соавтором – архитектором Андреем Белым активно в него включились — начали думать, лепить, составлять концепцию, продумывали различные варианты того, как лучше изобразить великого Фиделя для того места, где он будет в дальнейшем стоять.

Скульптор Чебаненко рассказал об истории создания памятника Кастро в Москве

Ещё до этого я интересовался личностью Фиделя. Он мне очень близок, как художнику и как человеку. Я сам житель района Сокол, где недавно появилась площадь его имени. На мой взгляд, Фидель — личность выдающаяся, неординарная. Он был человеком невероятно харизматичным, умел потрясающе говорить, долго и по делу — его речи, как известно, даже занесены в Книгу рекордов Гиннеса.

Вся его жизнь — это подвиг, который мне всегда хотелось воплотить. В свое время я даже сделал его портрет. Он очень выразителен с точки зрения искусства, с точки зрения внешности. Его лицо мне напоминает лицо греческого бога, у него ярко выраженный греческий профиль. И у меня была мечта воплотить его образ.

Идея долго крутилась в голове, были созданы различные скульптуры на эту тему, и когда объявили конкурс на этот памятник, я очень был этому рад, ведь у меня уже были внутренние наработки, мне было, что сказать миру на этот счет.

— А как Вы пришли именно к тому конкретному образу, который был воплощен в памятнике?

— Любая монументальная работа — она творческая, она начинается с поиска идеи, с поиска концепции. Особенно, если речь идет об исторической личности. Чтобы передать досконально все детали, понять всю глубину образа, который я хочу выразить, необходимо было перебрать множество эскизов. Мой Фидель был разным: просто стоящим, с жестом No passaran— поднимающий кулак вверх, с винтовкой в руке, в общем, он был в разных позах. Происходил творческий отбор, и тот памятник, что мы сейчас видим — это квинтэссенция этого глубокого отбора.

Задачи, которые я перед собой ставил, когда мы участвовали в конкурсе— сделать памятник человеку, который совершенно твердо стоит на ногах, который спокойно сопротивляется любым невзгодам судьбы, который смотрит вперед —эдакий рыцарь с открытым забралом. Ветры перемен, ветры трудностей дуют ему в лицо — у него от этого даже развевается куртка, и это динамика. Нужно было показать эту динамику. Динамику в статике. Вот стоит он, обдуваемый ветрами сложностей — совершенно непоколебим. И курит свою неизменную сигару, которая стала неотъемлемой частью его образа.

Вот этот образ складывался постепенно — через отбор архивных фотографий и видеоматериалов, хроники, общения с людьми, которые знали его лично, и могли много рассказать о нем как о человеке. Из всего этого и сложился тот образ, что мы видим, являющийся, на мой взгляд, наиболее удачным и лаконичным. С одной стороны — очень лаконичным, а с другой— динамичным. Вот это и хотелось показать.

Скульптор Чебаненко рассказал об истории создания памятника Кастро в Москве

— Насколько нужен в Москве этот памятник? Немногие страны мира могут похвастаться памятником Фиделю. Его даже нет на Кубе, ведь Фидель запретил ставить себе памятники, видя в этом воплощение культа личности, которого он избегал. Понятно, что он сам не оценил бы прижизненный памятник…

— Надо понимать, что любой прижизненный памятник действительно всегда расценивается однозначно, он несет слишком личную окраску. Сейчас, когда человека уже нет, остался только его образ, его идеи, которые продолжают жить — этот памятник намного более актуален, он действительно нужен.

Фидель не хотел, чтобы создавался культ личности, а прижизненный памятник был бы как раз проявлением этого. Сейчас мы создаем образ, символ, некую реперную точку, чтобы напомнить людям, что был такой человек, который заложил основы дружбы между двумя государствами, двумя странами, двумя народами. Дружбы, которая существует и поныне. И что эта дружба нерушима. Именно для этого и создается этот памятник. Мы создаем образ Фиделя — как образ его идей. Чтобы у наших детей, внуков, правнуков было правильное понимание нашей истории. Потому, что русско-кубинские отношения — неотъемлемая часть нашей истории. Они нам очень помогали, мы им очень помогали. Для того чтобы это увековечить — и создается памятник.

Скульптор Чебаненко рассказал об истории создания памятника Кастро в Москве

— Раз уж мы заговорили об идеях Фиделя Кастро…. Что для Вас эти идеи?

— Для меня идеи Фиделя это идеи независимости и свободы. И они всегда актуальны. И особенно сегодня, когда однополярный мир уходит в прошлое. Все-таки я художник, а не политик. Но даже я понимаю, что этот человек реально боролся за независимость своей страны. До его прихода Куба была таким местом, где американские империалисты просаживали свои миллионы, развлекались, а кубинцы были вынуждены им прислуживать. Кастро же боролся за то, чтобы кубинцы могли жить так, как они хотели.

И сейчас особенно актуально, чтобы мы понимали, чего мы хотим, как мы собираемся это воплотить в жизнь, как сделать так, чтобы нам не смогли помешать. И пример Фиделя сегодня — это символ свободы, символ уверенности в своих силах, в том, что мы можем отстоять свою свободу, что мы имеем право двигаться в том направлении, в котором мы хотим — сегодня этот пример, на мой взгляд, очень актуален.

Скульптор Чебаненко рассказал об истории создания памятника Кастро в Москве

— 24 ноября состоится конференция на тему «Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира», на которой одной из ключевых тем станет новая актуальность идей лидера кубинской революции. Как Вам кажется, какова роль этого мероприятия в продвижении идей Кастро?

— Диалог — это всегда очень хорошо. Особенно, международный диалог. Это важный обмен мнениями, знаниями, опытом, технологиями, культурой — он способствует обогащению всех сторон, и я буду рад принять участие в столь масштабном международном мероприятии.

Я считаю, что это очень нужная конференция, нам очень важно, чтобы к нам ездили гости со всех частей света, и чтобы мы могли ездить к ним. У нас есть что рассказать, и нам нужна обратная связь — площадки, где мы могли бы обсудить наши взаимные интересы. Идеи Фиделя — это наша общая история, и России, и Кубы. Их всегда необходимо обсуждать в как можно более широком формате с привлечением международной общественности и делать все для их продвижения.