Популизм или защита: как оценивать идею обязать всех таксистов иметь детские автокресла

Популизм или защита: как оценивать идею обязать всех таксистов иметь детские автокресла

Депутаты Госдумы инициировали поправки в законодательство, обязывающие владельцев такси оборудовать их детскими удерживающими устройствами, объясняя это защитой интересов семьи, в то время как такие услуги и так доступны в рамках детских тарифов. Однако эксперты называют такие меры избыточными и уверены, что на деле это приведет к росту «серых» перевозок детей и росту травматизма или отказу водителей от перевозок пассажиров с детьми. Так как не все перевозчики смогут понести дополнительные расходы и постоянно возить кресла с собой, занимая пассажирское или багажное место.

Можно ли в таком случае говорить о том, что законотворчество связано с реальной защитой детей? Или же можно ли отнести эту инициативу к «популистским» законопроектам, выдвигая которые депутаты не ставят перед собой цель реального улучшения ситуации? В беседе с корреспондентом ФАН кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Николай Дуванов рассмотрел данную инициативу с точки зрения правоприменения и реальной жизнеспособности.

Популизм или защита: как оценивать идею обязать всех таксистов иметь детские автокресла
«С одной стороны, отношения в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом урегулированы нормами гражданского права, принципы которого не допускают произвольного вмешательства государства в частные дела граждан. С другой стороны, автомобиль является источником повышенной опасности, эксплуатация которого в нарушение установленных требований может стать серьезной угрозой общественным интересам, в том числе интересам защиты жизни и здоровья детей. В этой связи любая законодательная инициатива, направленная на создание и изменение соответствующих правовых норм в указанной сфере, заслуживает внимания и, как минимум, обсуждения на уровне федеральных органов государственной власти», — прокомментировал он.

По его мнению, в ходе дискуссии законодателю предстоит ответить на вопрос, в достаточной ли мере институты гражданского права, основанные, помимо прочего, на принципе свободы договора, способны обеспечить в должной мере безопасность жизни и здоровья детей – пассажиров такси либо для этого потребуется особое публично-правовое регулирование в рамках рассматриваемого вопроса.

«Я полагаю, некорректным и в некоторой степени опасным использование в СМИ термина «популистский» в отношении любой законодательной инициативы. Использование данного ярлыка до обсуждения законопроекта ставит под сомнение возможность объективного и рационального подхода к процедуре его принятия. По нашему мнению, законопроект следует оценивать исключительно исходя из юридических последствий его принятия», — заключил эксперт.

Ранее в Сочи прошла конференция TAXI-2022. В ней приняли участие чуть больше тысячи экспертов из России и разных стран мира. В течение двух дней они обсуждали наиболее острые проблемы отрасли. В первый день участники конференции изучили особенности регулирование рынка такси в России и странах СНГ, обменялись опытом. С докладами выступили не только эксперты из России, но и представители Киргизии и Узбекистана. Они обсудили нормативно-правовые аспекты взаимодействия государств по совершенствованию таксомоторной сферы. Наиболее спорным и дискуссионным моментом обсуждений стал вопрос самозанятых в такси.