Поиск
Лента новостей
Закрыть
Россия
Спецназ поднят по тревоге в Ростовской области
Общество
Закон о персональных данных оставит россиян без Facebook и Twitter
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Закон о персональных данных оставит россиян без Facebook и Twitter

    10:37  9 Июля 2014  /обновлено: 4:22  28 Октября 2015
    374

    Кому выгодны и кого затронут принятые Госдумой поправки в законы о персональных данных россиян? Принятые на днях Госдумой поправки к законам, регулирующим обработку персональных данных граждан России, вызвали большой ажиотаж среди интернет-публики. Сотни СМИ и тысячи блогов возвестили миру, что стараниями депутатов отечественные и иностранные компании с сентября 2016 года будут иметь право хранить персональные данные российских граждан не иначе, как на территории России. Немедленно посыпались возмущенные отклики общественности. Граждане испугались, что в скором времени не смогут бронировать номера в зарубежных гостиницах, летать иностранными авиакомпаниями, заказывать товары в заграничных интернет-магазинах или просто сидеть в Twitter и Facebook. Истерика нарастает с каждым днем, поэтому пора разобраться, что к чему.   Разбираемся с законами Но прежде установим, что же входит в понятие «персональные данные» (ПД). Согласно федеральному закону №152, ПД — это «любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация». Как видим, определение весьма расплывчатое. В частности, непонятно, относятся ли к ПД данные с банковских карт россиян. А их маршруты передвижения? А список их интернет-покупок? Уже страшно? Самое время прогнать страхи.   Оправданы ли фобии граждан? Начнем с главной фобии граждан. Нет, самих обладателей персональных данных, случайно или нарочно размещенных за границей, наказывать не будут. Совсем. Никак. Даже если гражданин сам, сидя перед монитором за клавиатурой, вбил свои ПД в поля формы какого-нибудь заказа на зарубежном сайте. Фобия номер два: будут ли наказываться интернет-компании, которые передают наши ПД за границу (например, туристическая фирма, к которой вы обратились за посредничеством) конкретно за сам факт передачи этой информации? Нет, не будут, поскольку в новом законопроекте ничего об этом не говорится, а сама по себе трансграничная передача ПД давно регулируется упомянутым законом №152 «О персональных данных», действующим аж с 2006 года. Разобравшись с двумя этими страхами, посмотрим, наконец, о чем же идет речь в думском законопроекте.   Что надумали думцы Весь смысл законопроекта заключается в том, чтобы обязать оператора, собирающего ПД россиян, «обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации». Говоря проще, это значит, что любая интернет-контора, которая использует базу данных с ПД россиян, должна размещать ее на физическом сервере в России. После чего эта фирма вольна поступать с ПД как угодно — в рамках закона, разумеется. Например, передавать, с согласия гражданина, его информацию третьим лицам, в том числе и за границу, — на это никаких ограничений новый закон не накладывает. Это важно понимать: формулировки нового законопроекта прямо не запрещают существование такой базы данных за пределами России, если эта же самая база присутствует и на российском сервере. Вот, к примеру, еще одна поправка к действующему все с того же 2006 года закону №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «[Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить] нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации».   Подводные камни и «иностранные спецухи» Согласитесь, «обеспечение нахождения на территории РФ» — совсем не то же самое, что – «запрет на нахождение вне территории РФ»! Словом, это не сильно похоже на «защиту граждан от слежки иностранных спецух», как позиционировали свою инициативу авторы законопроекта, депутаты Андрей Луговой, Вадим Деньгин и Александр Ющенко. А вообще, львиная доля нового законопроекта посвящена пошаговому алгоритму ограничения доступа к тем интернет-ресурсам, которые все-таки ничего в России не разместят. И вот как, согласно букве только что принятого закона, это будет происходить.   История про Ивана Петрова, канадский интернет-магазин и бдительный Роскомнадзор Возьмем гражданина РФ Ивана Петрова. В один прекрасный день Иван заходит по Сети в канадский интернет-магазин и решает заказать там, скажем, сачок для ловли бабочек. Заполняет форму заказа, указывает свои данные… В какой-то момент Иван понимает, что магазин использует его ПД за пределами России, возмущается и решает добиваться справедливости в суде. С судебным актом на руках торжествующий Иван идет в Роскомнадзор и требует от чиновников принять меры против шпионистого канадского интернет-магазина. Роскомнадзор смотрит на судебное решение и заносит магазин в «реестр нарушителей», после чего начинается новая процедура, на которую законом отведены считанные дни. Роскомнадзор высылает провайдеру интернет-магазина, прямиком в Канаду, бумагу, в которой требует устранить нарушения законов РФ. Провайдеру предписывается уведомить об этом магазин, чтобы тот либо удалил ПД Ивана Петрова, либо ограничил к ним доступ. Если магазин подчиняется Роскомнадзору, то на этом инцидент исчерпан: славное имя канадской интернет-конторы вымарывается из «реестра нарушителей», все аплодируют. Если же магазин отказывается прислушаться к голосу совести – тогда вся надежда на его провайдера, который в таком случае должен сам, так сказать изнутри, ограничить доступ к такому нерадивому продавцу. Однако если и канадский магазин, и его столь же канадский провайдер по какой-то причине отказываются подчиняться Роскомнадзору, тогда последний составляет новую бумагу — уже российским операторам связи — с требованием закрыть внешний доступ к данному сайту для жителей РФ. Наши операторы берут под козырек, и доступ к канадскому интернет-магазину (новозеландскому отелю, мозамбикскому игровому порталу, американскому Фейсбуку) блокируется на всей территории России.   Атака на Фейсбук и Твиттер Американскому Фейсбуку?! Да-да, многие эксперты полагают, что весь этот законопроект направлен, прежде всего, против иностранных социальных сетей. Потому что, скажем, большие фирмы по интернет-бронированию билетов или гостиничных номеров, скорее всего, согласятся с требованиями российского законодательства и разместят свои серверы в России. Маленькие конторы, вроде европейских мини-отельчиков, либо выберут общение с российскими клиентами через больших посредников, у которых имеется сервер в России, либо будут всякий раз соглашаться удалять информацию клиента со своего сайта. Впрочем, скорее всего, они просто наплюют на все требования Роскомнадзора — и тогда российские туристы-одиночки будут залезать к ним на сайты через разнообразные хитроумные интернет-решения, обходящие блокировку наших провайдеров, вроде сети TOR или сервисов VPN. А вот с Фейсбуком, Твиттером и прочими соцсетями может случиться «облом». Захотят ли они, а главное, смогут ли физически размещать персональные данные миллионов российских пользователей на российских же серверах — большой вопрос. А вот рынок могут потерять легко. Впрочем, есть альтернативное мнение, согласно которому всё делается не чтобы кого-то запугать или отвадить, а наоборот, чтобы такие вот сетевые гиганты, размещаясь в России, становились налоговыми агентами Российской Федерации — и по-крупному вкладывались в наших палестинах. Вот, собственно, и всё. Впрочем, остается один вопрос: кому это выгодно?   Главный вопрос: кому выгодно? Ответ очевиден: новый закон в целом выгоден российским интернет-операторам, включая интернет-магазины и соцсети, а также тем «акулам» международного сетевого бизнеса, которые будут готовы разместить часть серверов в России, не желая упускать такой большой рынок (68,7 млн интернет-пользователей, по данным за 2013 год). Но еще больше новый закон выгоден… российским спецслужбам, для которых, в случае его окончательного принятия, задача сбора самой разнообразной информации о собственных гражданах значительно упростится.   Денис Тукмаков

    Автор: Алексей Громов
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях