Все и сразу: Борис Марцинкевич о провальных попытках США получить нефть «из воздуха»

Все и сразу: Борис Марцинкевич о провальных попытках США получить нефть «из воздуха»

Страны ОПЕК+ 5 октября договорились сократить суточную добычу нефти на 2 млн баррелей. Американская пресса пишет, что в Вашингтоне относительно данного решения возникла своего рода паника. В частности, об этом сообщает ведущий телеканала Fox News Брайан Килмид. CNN пишет, что у Джо Байдена «большая нефтяная проблема», поскольку многие американцы испытают сложности с отоплением зимой. Мы поговорили с физиком и главным редактором журнала «Геоэнергетика» Борисом Марцинкевичем и задали ему несколько вопросов по данной теме.

— Что будет с ценами на нефть в результате такого шага ОПЕК?

— Можно посмотреть, что происходит с ценами на фьючерсы. Если вы заглянете, то увидите, что было чуть меньше 90 долларов за баррель, а сейчас уверенно этот показатель подбирается к сотне.

— Что это означает для команды Джо Байдена?

— Налоговая система в США построена таким образом, что стоимость налогов на автозаправочных станциях составляет не более 20%. То есть даже небольшая прибавка стоимости нефти означает существенный рост цен на АЗС. Собственно, из-за этого реакция внутри США вот настолько нервная.

— Каковы возможные механизмы урегулирования ситуации?

— Как остановить рост цен? Была крайне нервная попытка с сообщением, что из государственного резерва на рынок будет выброшено еще 10 млн баррелей. Разумеется, это никак не повлияло на ситуацию. Потому что мировое суточное потребление составляет чуть меньше 100 млн. И дополнительные 10 млн, тем более растянутые во времени, никак на ситуацию повлиять не могут. Тем более, что Байден такие эксперименты в прошлом году уже проводил. Когда из госрезерва было выкачано 50 млн баррелей и рынок не отреагировал. В апреле заявили, что выведут еще 180 млн и рынок не отреагировал вновь. Тем не менее попытки продолжаются. Что говорит о том, что нащупать реальный механизм, который бы позволил существенно повлиять на цену у администрации нет.

— В чем причина волнения Белого дома?

— Когда извлекли эти 180 млн, цена за литр опустилась с 1,3–1,32 доллара за литр до 1,05 доллара. Поскольку цена подскочит, есть шанс, что все вернется на прежние показатели. В ноябре у них выборы. Отсюда и причины для волнений и нервные заявления. Сейчас в очередной раз подняли закон NOPEC. То есть вернулись к идее признать ОПЕК картелем, который монопольно повышает цены и принять соответствующие законодательные меры.

Все и сразу: Борис Марцинкевич о провальных попытках США получить нефть «из воздуха»

— Что это еще означает для Штатов?

— Идея о введении потолка цен на российскую нефть сейчас становится еще более рисковой. Поскольку алгоритм действий России Владимир Путин уже объяснил. Есть потолок — нет нефти, нет потолка — нефть есть. И том случае если возникнет широкая коалиция, которая решит, что можно навязать РФ цены на нефть — это будет значить, что какое-то количество черного золота исчезнет еще. А это будет означать дополнительный рост цен. А это плюс одна причина нервоза американской администрации. Поэтому следуют обвинения саудовского королевского дома в пособничестве Кремлю. Штаты оказались в вилке. Хочется ввести ограничения, чтобы подорвать бюджет РФ, но ситуация такова, что в результате получается только больший рост цен. И Россия при поставках меньших объемов все равно получает те же деньги. Разумеется, американским политикам это не нравится, поэтому мы еще наслушаемся всевозможных истеричных заявлений.

— Может ли Белый дом надавить на собственных нефтяников и заставить их увеличить добычу? Есть ли такая опция?

— Проблема в том, что геология североамериканского континента не подчиняется приказам из Белого дома. На каждом НПЗ делают полную палитру нефтепродуктов, начиная с авиационного керосина, дальше бензина, дизельного топлива разных видов и так далее. Так вот чтобы был полный ассортимент, на нефтеперерабатывающих заводах всегда работают со смесью различных марок нефти. От легких фракций, которые дают больший выход бензина до тяжелых, которые дают больший выход дизельного топлива. И матушка-природа распорядилась таким образом, что на территории Северной Америки месторождений много, но это месторождения легкой нефти. И сланцевая нефть марки Bakken, которую добывают путем гидроразрыва, тоже легкая. Даже если они будут больше добывать своей нефти, легче им от этого не станет. Хотя нефть у них легкая. Потому что тяжелую фракцию надо где-то брать. А вот как раз ее добычу ОПЕК и отказался увеличивать

— А что насчет тяжелой венесуэльской нефти из нефтеносных песков Ориноко?

— Иллюзия о том, что можно договориться с Венесуэлой и все сразу изменится — достаточно наивная. Нефтяная отрасль Венесуэлы больше 20 лет не получала тот объем инвестиций, который ей необходим. Для того чтобы нарастить объемы добычи, уйдет лет 5–7. Надо восстанавливать месторождения, восстанавливать инфраструктуру, трубопроводы, станции подготовки нефти и так далее. По-моему, основная проблема всех нынешних европейских и американских политиков — твердая убежденность в том, что для того, чтобы нефти стало больше, надо просто кран на кухне посильнее открыть. Так не бывает. Для тех, кто не понимает, напомню, что когда в первый раз зашла речь, что нужно увеличить объемы добычи в Саудовской Аравии руководство Saudi Aramco сказало, что они могут увеличить объемы добычи на миллион баррелей в сутки. Но на это уйдет семь лет. А это Саудовская Аравия, где все нормально с инвестициями, никаких санкций и вообще это довольно благополучная страна. А теперь перенесем все то же самое на Венесуэлу. Где и проблем хватает, и в стране не очень спокойно, и с инвестициями беда и санкции. Можно разговаривать с Венесуэлой. Но это процесс. Серьезный технологический процесс. Не бывает так, что я хочу и у меня все есть.

— А если посмотреть в сторону Ирана?

— Даже если снять санкции с Тегерана, там тоже не будет мгновенной реакции. Потому что проблема ровно та же сама, что и с Венесуэлой. Поскольку были введены ограничения на поставку нефти — часть месторождений работают не на полную мощность. Хотите больше нефти — надо нарастить работу. А это тоже процесс. Если снять с них санкции, уйдет года два. А выборы уже в ноябре. Причем этого года, а не 2023-го или 2024-го. Пространства для маневра нет. Тем более, что Саудовская Аравия не оставляет иллюзий в связи с чем принято такое решение. На следующий день после принятия решение ОПЕК+ Saudi Aramco традиционно объявила сколько будет стоить нефть для потребителей в разных регионах. Не фьючерсы, а реальная нефть, «черная жижа». Будет снижена цена на доллар для Азии, на полдоллара для Европы, а для США будет повышена на 20 центов. Абсолютно символическая величина, но она просто подчеркивает, что в Эр-Рияде точно понимают, кто был инициатором роста добычи и кому это больше всех надо. И демонстрируют как они к этим инициативам относятся.

Все и сразу: Борис Марцинкевич о провальных попытках США получить нефть «из воздуха»

Отметим, что США отнюдь не одиноки в контексте проблем энергетического характера. Со схожей проблемой столкнулся и Евросоюз. Причем в отличие от США, где спрос частично компенсируется добычей, в ЕС, помимо Норвегии, собственной нефти нет ни у кого. На этом фоне глава дипломатии Европейского союза Жозеп Боррель призвал страны содружества искать внутренние источники энергоресурсов.